Menu

Биография и картины Петра Вильямса

Вильямс Пётр Владимирович (1902 – 1947)

Пётр Владимирович Вильямс – советский живописец, график, сценограф и театральный художник. Один из организаторов и член Общества художников-станковистов и «Изобригады». Заслуженный деятель искусств РСФСР и трижды лауреат Сталинской премии первой степени.

Посещал частную школу-студию В. Н. Мешкова. Учился на медицинском факультете Московского университета, который оставил, чтобы целиком посвятить себя искусству. Обучался во Вторых Государственных свободных художественных мастерских, созданных на базе МУЖВЗ, затем во ВХУТЕМАСе у К. А. Коровина, И. И. Машкова, Д. П. Штеренберга, П. П. Кончаловского, В. В. Кандинского, А. В. Шевченко.

С 1930-х активно работал в драматических и музыкальных театрах, а с 1941по 1947 был главным художником Большого театра СССР, оформив спектакли «Вильгельм Телль», «Иван Сусанин», «Золушка», «Ромео и Джульетта».

Петр Вильямс. Автопробег.

Пётр Вильямс родился 17 апреля 1902 год в Москве в семье учёного-технолога Владимира Робертовича Вильямса, принявшего в 1896 русское подданство.

С 1909 посещал частную школу-студию Василия Мешкова. В 1918 поступил на медицинский факультет Московского университета, однако, в том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству. С 1918 по 1924 учился во Вторых Государственных свободных художественных мастерских, затем во ВХУТЕМАСе у К. А. Коровина, И. И. Машкова, Д. П. Штеренберга, П. П. Кончаловского, В. В. Кандинского и А. В. Шевченко.

В 1922 участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры, и до 1923 года занимал пост директора Музея. В 1924 году вошел в группу «конкретивистов», стоявшую у истоков ОСТа, а год спустя стал одним из основателей и активных участников последнего и участвовал во всех его выставках. Для станковой живописи Вильямса характерны динамизм композиций и графическая ясность. Среди живописных работ ОСТовского периода портреты В. Мейерхольда, К. Станиславского, В. Качалова, Л. Леонидова, Н. Хмелева.

Петр Вильямс. Зима. Подмосковье.

В 1929 Вильямс впервые попробовал себя как театральный художник, приняв участие в постановке пьесы М. Уоткинса «Реклама» во МХАТе. Всего во МХАТе он оформил 7 спектаклей, заставив говорить о себе уже со второго — «Пиквикского клуба» по Диккенсу, в котором вместо привычных задников художник сделал огромное панно, где царила молодая, смелая, ироничная живопись, пародировавшая настенные фрески.

«Петр Вильямс стремился внедрить на сцену принцип станковой изобразительности, «дать впечатление станковой картины». Он использовал огромные панно-задники, пейзажного, сюжетного или портретного характера. Для достижения пространственности сценического пейзажа Вильямс одним из первых на советской сцене применил тюль, транспаранты и аппликацию».

С 1937 работал художником в Большом театре, где его первой работой стала постановка оперы «Поднятая целина» И. Дзержинского. В богатейшую декорационную традицию Большого театра он внес понимание декорации как станковой картины, вписанной в зеркало сцены. Особое внимание художник уделял оформлению портала и задников, а также световому решению спектаклей. Наиболее яркими образцами такого рода стилизаций стали балеты С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта». С 1941 Вильямс занимал пост главного художника Большого театра.

Петр Вильямс. Ветка яблони на фоне горного пейзажа.

В 1943 Вильямс был удостоен Сталинской премии первой степени за оформление оперного спектакля «Вильгельм Телль», которую вместе с коллективом Большого театра передал в Фонд обороны. В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последние два года жизни Вильямс преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в 1947 стал профессором.

Умер Пётр Вильямс 1 декабря 1947 года, был похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Петр Вильямс. Эскиз театральной декорации.

Диапазон Вильямса был очень широк. Тонкое понимание специфики жанров позволило ему оформлять оперы, балеты, музыкальные комедии, драмы, трагедии. Его декорации то проникнуты весёлым юмором, то полны трагического звучания. Художник создавал оптимистические, мягкие, изящные, динамичные, а также и монументальные пышные декорации. Добивался содержательности образов, яркой театральности формы, композиционной законченности.

Сегодня произведения Петра Вильямса находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.

Петр Вильямс. Виноград. Молдавская сюита.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий