Боголюбов Алексей

Алексей Боголюбов — Шторм
Автор
Боголюбов Алексей
Время
1870-1880 гг.
Размеры
24х43 см

Алексей Петрович Боголюбов

(1824 – 1896)

 

Алексей Боголюбов родился 16 (28) марта 1824 года в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он — внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах.

С 1849 г. Алексей Боголюбов посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский.

В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба.

В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме Алексей Боголюбов знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок.

В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были «Ярмарка в Амстердаме», ок. 1859; «Рыбный рынок в Схевенингене», 1859, и др.), Алексей Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.

В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота — эпическая.

Алексей Боголюбов пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня («Ипатьевский монастырь под Костромой», 1861; «Крестный ход в Ярославле», 1863; этюд «Астрахань. Адмиралтейство» и др.).

По заказу Главного морского штаба Алексей Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. («Синопское сражение 18 ноября 1757 года», 1857-59; «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», 1866; «Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года», 1866-72; «Взрыв турецкого монитора», 1877, и др.).

С 1873 г. и до самой смерти Алексей Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, только летом приезжая на родину. В Париже он всячески опекает русских пенсионеров (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, В. В. Верещагина, А. К. Беггрова и др.), знакомит их с французским искусством, достает выгодные заказы, устраивает выставки русских живописцев, наконец, в 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников.

В России он состоит в правлении ТПХВ, всячески поддерживает идеи И. В. Крамского и в определенный момент оказывается почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает.

1885 г. Алексей Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества». Умер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.