Фонвизин Артур

Показано 1-12 из 20
Розы на балконе
Автор
Фонвизин Артур
Время
1950-е гг.
Материал
Бумага, акварель
Размеры
41х29,5 см
7700 у.е.
Натюрморт с цветами
Автор
Фонвизин Артур
Время
Вторая половина 1950-х
Материал
Бумага, акварель
Размеры
51,8х41 см
Нарциссы
Автор
Фонвизин Артур
Время
Вторая половина 1950-х
Материал
Бумага, акварель
Размеры
43х41 см
Колокольчики (оборот «Анютины глазки»)
Автор
Фонвизин Артур
Время
Конец 1950-х
Материал
Бумага, акварель
Размеры
41,5х26,5 см
Анютины глазки
Автор
Фонвизин Артур
Время
Конец 1950-х
Материал
Бумага, акварель
Размеры
41,5х26,5 см
Цветы в вазе
Автор
Фонвизин Артур
Время
1935 год
Материал
Бумага, акварель
Размеры
63х40 см
Тройка
Автор
Фонвизин Артур
Время
1952 год
Материал
Бумага, акварель
Размеры
24х33 см
Портрет Веры Яснопольской
Автор
Фонвизин Артур
Время
1950-е годы
Материал
Бумага, акварель
Размеры
45х24 см
Портрет актрисы Обуховой. Спектакль «Расторгуева улица»
Автор
Фонвизин Артур
Время
1934 год
Материал
Бумага, акварель
Размеры
44 х 33 см
Женщина с попугаем
Автор
Фонвизин Артур
Время
1935 год
Материал
Бумага, акварель
Размеры
44 х 32 см
Свидание
Автор
Фонвизин Артур
Время
Первая половина 1950-х
Материал
Бумага, акварель
Размеры
19х19 см
Наездница
Автор
Фонвизин Артур
Время
Конец 1950-х
Материал
Бумага, акварель
Размеры
32х20,5 см

Фонвизин Артур Владимирович

(1882-1973)

 

Артур Фонвизин — русский художник, корифей и волшебник акварельной живописи, один из наиболее самобытных мастеров, вышедших из круга «Маковца».

Родился в Риге 30 декабря 1882 (11 января 1883) в семье лесничего немецкого происхождения (поэтому первоначально подписывал свои произведения «фон Визен»).

Артур Фонвизин занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903) у М.П.Клодта и В.Н.Бакшеева, а затем в частных академиях в Мюнхене (1904–1906). Был дружен с М.Ф.Ларионовым и одно время творчески близок ему.

Преподавал в изостудии Пролеткульта в Тамбове (с 1918) и художественном техникуме в Нижнем Новгороде (1923). С 1927 обосновался в Москве. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР.

Примкнул к обновленному символизму участников объединения «Маковец», однако был равнодушен к религиозной теме, предпочитая мир поэтических видений и грез. С конца 1920-х годов Артур Фонвизин перешел почти исключительно к технике акварели.

Свободные, вибрирующие мазки, сильно разжиженные, «текучие» краски, просветы белого фона (порой цветной бумаги) – все это слагается у мастера в мир зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка и музыки (многолетние серии Цирк и Песни и романсы).

Символизм с его лейтмотивом искусства как вселенской тайны преобразился здесь в камерно-лирический экспрессионизм в духе «тихого искусства». Со времени эвакуации в Казахстан (1943), где он начал писать цикл Караганда, Артур Фонвизин все чаще обращался к пейзажу.

На выставках же официально отчитывался портретами актеров, большей частью актрис (Д.В. Зеркалова, 1940, Третьяковская галерея; серия Актеры театра имени В.В. Маяковского, 1944, – в собрании театра), – впрочем, и эти более академичные композиции выделялись своей легкой и игривой живописной маэстрией.

Успешно выступал Артур Фонвизин и как художник книги – иллюстрации к 1001 ночи (1932), Немецкой романтической повести (1936), Руслану и Людмиле А.С. Пушкина (1945) и др.; исполнил цикл рисунков к сказке Э.Т.А. Гофмана Крошка Цахес (1937, частное собрание, Москва), который, однако, остался неопубликованным. Умер Фонвизин в Москве 19 августа 1973.