Menu

27 июня 2013 – Газета «Известия»: Илья Кац нашел идиллическое ретро в ленинградском порту.

В залах «Артефакт» галереи «Веллум» открылась выставка «Лето. Море. Капитаны. Илья Кац. Живопись 1950–1960-х годов».

Всего 35 работ советского художника-мариниста певца морских широт и питерских набережных Ильи Каца.

Представитель знаменитой южнорусской художественной школы родился в Одессе в 1908 году, затем окончил Ленинградскую академию художеств. С учителями повезло — первым наставником Каца был классик украинского и русского модерна Александр Гауш, позднее он учился у знаменитого «одесского парижанина» Теофила Фраермана.

— Творчество Каца — это некий синтез классической русской живописи и опыта французских сезаннистов, — рассказала «Известиям» куратор выставки Любовь Агафонова. — В Советской России сезаннизм был излюбленным стилем, уходом от соцреализма.

Художники, которые писали пейзажи, натюрморты, портреты, не попадали в число запрещенных, но в то же время и не добивались карьерных высот и государственных наград. Такой путь избрал для себя и Илья Кац, он писал то, что ему нравилось.

Кац — человек своего времени. Фронтовик, участник Сталинградской битвы, он уцелел в конце 1930-х, вероятно, только потому, что был назначен главным художником музея-заповедника «Михайловское». На выставке есть идиллическая работа этого периода — «Святогорский монастырь».

Затем живописец занимался советской рутиной — принимал участие в оформлении павильонов ВДНХ «Туркменская ССР», «Рыбное хозяйство Поволжья» и многих других, но главная его тема оставалась неизменной.

О морских путешествиях Кац не только грезил, но и воплощал по мере сил на практике — каждое лето вместе со своим другом, художником Георгием Нисским, справлялся на паруснике по рекам и Клязьминскому водохранилищу.

Путешествовать дальше он не имел возможности, но впечатлений и сюжетов для будущих работ хватало: Клязьму на его работах не отличишь от Средиземного моря, а севастопольский порт отдаленно напоминает венецианский причал.

Одесса и Ленинград, где сформировался Кац, на всю жизнь покорили живописца водными просторами, заставив написать индустриальные пейзажи советских портов («Туманное утро. Ленинградский порт», 1958), сталинский ампир набережной московского речного вокзала («Москва. Речной вокзал в Химках», 1954–55), крутой берег реки («На Клязьме», 1950) и многие другие полотна, запечатлевшие неидеологизированный портрет самой идеологизированной российской эпохи.

http://izvestia.ru/news/552700?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter#ixzz2Xsz7syu7

 

 

Добавить комментарий