Menu

Художник Арон Люмкис. Журнал «Русское искусство » 2007 год.

Обращаясь к наследию художников России ХХ века, исповедовавших в искусстве русскую и европейскую художественные традиции, нельзя пропустить живопись Арона Израилевича Люмкиса.

Художник родился в местечке Животово, в семье раввина в 1904 году. О его детстве воспоминаний практически не сохранилось, известно лишь, что отец погиб во время погрома в 1918 года. В начале двадцатых годов молодой Люмкис приезжает в Москву: в поисках новых впечатлений, новой работы, образования и, конечно же, стремясь покинуть ставшее невыносимым местечко.

Он выбирает учебное заведение, не слишком предсказуемое для сына религиозного еврея: курсы Ассоциации художников революционной России (АХРР), поступив не к кому-нибудь, а в мастерскую Р. Фалька и И. Машкова. С последним он надолго сохранил теплые, дружеские отношения.

Здесь он и приобрел умение безошибочно использовать цвет, создавать на полотнах цвето-воздушное пространство утонченного сказочного характера. И главное – он смог придумать и воплотить свою собственную неповторимую манеру, с характерной лишь для него выразительностью.

Это было не просто: будучи великими художниками, участники «Бубнового Валета» воспитали целый ряд последователей, чьи работы оставались в русле творчества учителей. Из их мастерских выходили «маленькие Кончаловские» – Г. Сретенский, «маленькие Фальки» – И. Дризе; список можно продолжить. Многие из них были замечательными и, что немаловажно, востребованными публикой художниками, однако лишь единицы смогли приобрести подлинную индивидуальность.

Обстоятельства дальнейшей биографии Арона Люмкиса неоригинальны. Как известно, после знаменитой речи М. Горького о «единственно правильном направлении в искусстве» в 1930 году торжествует соцреализм, «реалистическое» изображение счастливой советской действительности.

Становятся не просто ненужными, но и едва ли не преступными любые попытки инакомыслия как в жизни, так и в искусстве. Естественно, последовательный постимпрессионист Люмкис оказывается за рамками формирующегося канона, что для художника эпохи тотального господства соцреализма становится скорее правилом, нежели исключением: отчуждение от профессиональной среды и публики, погруженность в живопись как таковую.

Тем не менее, в тридцатые годы Люмкис, будучи членом МОСХа, блестяще оформляет парады, пишет портреты разнообразных «вождей» – не подписывая. Имелся даже заказ на оформление Дома Правительства, но проект не был реализован.

С началом войны Арон Израилевич уходит на фронт, позднее, в первые послевоенные годы, служит в Китае. Последнее находит отражение в живописи; появляется серия «Мугден», в которой образ города-муравейника, города-базара искрится, передается дробным пульсирующим мазком. По воспоминаниям о Китае рождается также и сюрреалистическая «Пустыня Гоби»: мистический орел-демон, кружась смерчем, обнимает полотно.

Отдельно – о жанровых работах Люмкиса. Они позволяют увидеть художника подчеркнуто европейского, воспринявшего через учителя – Илью Машкова – ту традицию гротескной, иронической обрисовки характеров, которая не имела глубокой проработки в классической русской живописи. «В доме отдыха» – уродливые танцующие фигуры, заставляющие вспомнить Тулуз-Лотрека; «Застолье» – картина, в основе сюжета которой стоит драма человека, потерявшего зрение на войне; прочие работы – экспрессивные, выполненные твердым широким мазком зарисовки из провинциальной жизни, – создают целый мир, неоднородный и удивительно привлекательный.

Во время военной службы Люмкис не имел возможности платить членские взносы в МОСХ, и по столь абсурдной причине был исключен из этой организации. В результате ему пришлось работать в копийном цехе; ничего страшного – днем Арон Израилевич делает копии картин классиков и современных ему советских художников, а вечернее время и выходные посвящает собственному творчеству, полное самоотдачи и влюбленности в живопись.

Именно в этот период конца пятидесятых – шестидесятых годов рождаются его лучшие вещи: «Танцы в поле», «Качели». Перед нами предстают чистые образы, лишенные порока, любовь-полет, любовь-мечта в волшебном их воплощении на холсте. Тогда же и до конца жизненного пути он пишет бесконечные, словно подернутые легким утренним туманом, цветы: пишет по памяти – дачи не было, денег на покупку дорогих букетов тоже.

С момента трагической гибели художника в 1988 году его картины постепенно находят путь к зрителю: с каждым годом поклонников творчества Арона Люмкиса становится все больше, а его место в истории отечественной живописи представляется все более и более значительным.

Искусствовед, арт-директор Галереи «Веллум» Любовь Агафонова

 

 

Добавить комментарий