И Люди и Звери.

Кто такой для нас, сегодняшних, Анатолий Тимофеевич Зверев? Художник, личность, поэт, странный юродивый, который ходил по городу не то чтобы в грязной, рваной одежде? Который приходил в гости к своим знакомым и стелил газетку, чтобы поспать, не испачкав паркета? С другой стороны гений — не великий из учебника, а живой.

Зверев учился в училище 1905 года, откуда его выгнали, потому что он себя не правильно повёл, работал оформителем, познакомился с А.Румневым, позднее с Г. Кастаки и Д.Апазидисом — но об этом было написано много. Не лишённый поэтического дара, он писал стихи, посвященные Ксении Асеевой — вдове поэта Асеева, ставшей музой и спутницей жизни художника.

И Люди и Звери.
Книга «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Издание галереи «Веллум»

Я бы хотела поговорить о его графике 1950-60-х годов, о рисунках, выполненных с упоением и с искренностью ребёнка в Московском зоопарке. Яркие, и без всякого Матисса, впечатления, от движения животных, ощущения от этих животных — абсолютно узнаваемых и в то же время воздушных. Животные в городе и животные в воображении Зверева. Он сам был как этот зверь — настоящий, неистовый, искренний… И люди его, которые смотрят на этих животных в зоопарке, или которые сидят около телевизора и смотрят на животных через маленький чёрно-белый экран, тогда, в конце 50-х-начале 60-х, что они там могли увидеть? И эти поэтические образы рождались им, не задумываясь, легко, слегка касаясь: миг — и появились. Два-три карандаша в руке, или тушь — три-четыре линии и ослик или пингвин, или семья бегемотов. Творческий акт для художника – всегда перформанс. Он получал удовольствие от работы – разбрызгивал краску, мазал пальцами линии – тактильные ощущения были Звереву необходимы. В полном беспорядке, накладывая и энергично разбрызгивая краски на себя и зрителей, водя заточенными палочками и пучком гусиных перьев по листу. Удивительным образом сквозь беспорядочные цветовые пятна и хаотичные линии проступают фигурки птичек, тяжеловесные мраморные слоны.

Художник сам приходил в восторг от сотворённого и делал соучастниками процесса зрителей, случайно оказавшихся рядом. Это настроение передаётся сегодня нам, рассматривающим удивительные фигурки чудо-зверей, созданных простым московским гением – Анатолием Зверевым.

Любовь Агафонова

Добавить комментарий