Корин Павел

Павел Корин — Александр Невский
Автор
Корин Павел
Время
1940-1950-е годы
Материал
Картон, масло
Размеры
56х29 см

Корин Павел Дмитриевич

(1892-1967)

 

Павел Корин — выдающийся русский советский художник, живописец и мастер монументального искусства. Лауреат Ленинской премии, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, имя его известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

П.Д. Корин родился в селе Палех в семье, где из поколения в поколение наследственной была профессия иконописца. Одиннадцати лет его отдали на учебу в местную казенную живописную школу, по окончании которой он некоторое время работал в иконописной палате Донского монастыря (Москва) под руководством художника К. П. Степанова.

В 1911 году Павел Корин познакомился с М. В. Нестеровым и вскоре по его совету поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал заниматься в мастерской К. А. Коровина и С. В. Малютина. Однако прямым учителем юноши был М. В. Нестеров. Многолетняя близость с этим замечательным русским живописцем имела большое значение для творческого развития Корина.

В период гражданской войны Павел Корин работал в бригаде, размножавшей «Окна РОСТА», участвовал в оформлении Октябрьских торжеств. За этим последовали годы упорной учебы, прежде всего у классиков. Уже первые самостоятельные работы Корина («Моя мастерская», 1925; портретные этюды) были отмечены глубиной проникновения в натуру.

С 1929 года Павел Корин приступает к созданию этюдов для задуманной им огромной многофигурной композиции «Уходящая Русь. Реквием». Работе над этюдами Корин отдал восемь лет. Каждый из них представляет завершенный монументальный образ, поражающий силой художественного обобщения, глубиной и богатством внутреннего психологического содержания.

Большим событием в жизни Корина была встреча с А. М. Горьким, происшедшая в 1931 году. Благодаря Горькому состоялась его первая поездка в Италию для изучения шедевров русских художников (А. А. Иванова и других) и великих мастеров эпохи Возрождения.

Будучи в Сорренто, Павел Корин пишет картину-портрет, где изображает высокую, сутуловатую фигуру Горького на фоне Неаполитанского залива, далеких гор и неба, наполненного мягким рассеянным светом.

Это полотно, завершенное уже в Москве на основе выполненных в Сорренто натурных этюдов, открывает собой целую портретную галерею выдающихся деятелей советской культуры, запечатленных кистью блестящего живописца (М. В. Нестеров, 1939; А. Н. Толстой, 1940; В. И. Качалов, 1940; Н. Ф. Гамалея, 1941; К. Н. Игумнов, 1944—1943).

В 1935 году Корин берется за создание окончательного эскиза композиции «Уходящая Русы», но завершить его художнику удалось лишь в 1959 году. Причиной тому были незаслуженные нападки на Корина, которого обвиняли в том, что он оторвался от действительности, ушел в живописание реакционной среды. В результате этого художник лишился материальных и моральных возможностей для завершения своего замысла, и картина осталась незаконченной.

Широкую известность получил созданный Кориным в строгих, несколько стилизованных под древнерусскую живопись формах триптих «Александр Невский» (1942—1943), полный глубокой любви к народу, веры в его мужество и силу.

Говоря о своей работе над триптихом, Павел Корин подчеркивал: «Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Чувство монументальной формы, глубокое понимание синтеза архитектуры и живописи ярко определились в восьми мозаичных композициях Корина для станции Московского метрополитена «Комсомольская кольцевая», посвященных истории борьбы за свободу и независимость нашей Родины в период от Александра Невского до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

За этот цикл Павел Корин был удостоен в 1952 году Государственной премии. Художнику также принадлежат мозаики для станции метрополитена «Смоленская» (1953) и актового зала Московского Государственного университета (1952), оригинальные и запоминающиеся цветные витражи на станции метрополитена «Новослободская» (1951).

В послевоенной портретной живописи Павла Корина выдающееся место заняли портреты С. Т. Коненкова (1947), М. С. Сарьяна (1956), групповой портрет художников Кукрыниксов (1957), портрет итальянского художника Ренато Гуттузо (1961)