Козлинский Владимир

Козлинский Владимир Иванович

(1891-1967)

 

Владимир Козлинский – известный советский график, художник театра, сценограф.

Родился 21 апреля 1891 года в Кронштадте. С 1907 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, параллельно посещал частную школу живописи Е. Н. Званцевой, где занимался у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, брал уроки у Д. Н. Кардовского.

В 1911 Владимир Козлинский поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ — в граверную мастерскую В. В. Матэ. В период обучения сблизился с В. В. Лебедевым.

В конце 1900-х совершил путешествие по Австрии, Германии, Франции. В 1909–1910 Владимир Козлинский экспонировал свои работы на выставке группы «Треугольник» в Петербурге, объединявшей последователей Н. И. Кульбина, членов группы «Венок».

В 1916 вместе с А. А. Радаковым работал над постановками кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. В 1918–1921 принимал участие в агитационном оформлении улиц и площадей Москвы и Петрограда.

Вместе с С. Н. Маклецовым, К. Л. Богуславской и И. А. Пуни выполнил линогравюры к альбому «Герои и жертвы революции» (текст написал В. В. Маяковский).

В 1919 Владимир Козлинский создал альбом «Современный Петербург» (не опубликован). Назначен профессором Свободных мастерских. В том же году работал над эскизами декораций к пьесе В. В. Хлебникова «Ошибка смерти» (не осуществлена).

В 1920 возглавил ленинградские «Окна РОСТа», где продолжал тесно сотрудничать с В. В. Лебедевым. В 1922–1923 — член Объединения новых течений в искусстве.

В 1920-х Владимир Козлинский много работал в области плаката, журнальной и книжной графики, сотрудничал с журналами «Бузотер», «Крокодил», газетой «Петроградская правда». Иллюстрировал произведения К. А. Федина, А. С. Грина, Ю. К. Олеши и других. В 1922 участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1928 — в выставке «Европейское книжное искусство современности» в Кельне.

В 1924 помогал в оформлении постановки С. Э. Радлова «Лукреция Борджиа». В 1928 создал костюмы и декорации к спектаклю В. П. Катаева «Квадратуры круга». С этого времени Владимир Козлинский много работал для театров, сотрудничал с Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина, Малым театром, Большим театром, МХАТ, театром им. Ленинского комсомола в Москве.

Владимир Козлинский — один из наиболее заметных мастеров отечественной графики 1920-х–1940-х годов. Его произведения легко узнаваемы, вместе с тем они воспринимаются как характерное явление в искусстве своего времени и могут быть поставлены в один ряд с работами современников — В. В. Лебедева, В. М. Конашевича, Г. Г. Эфроса и многих других.

Расцвет творчества Козлинского приходится на конец 1910-х — 1920-е. В своих сатирических рисунках, плакатах, линогравюрах, выполненных в экспрессивной манере, подчас заостренном гротескном ключе, он смог создать образы, очень точно отражающие эпоху первых послереволюционных лет. Среди работ художника позднего периода наиболее ценны карандашные пейзажи, в которых преобладает созерцательное настроение.

Произведения Владимира Козлинского находятся в крупнейших музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.