Лебедев Владимир

Владимир Лебедев — Ню
Автор
Лебедев Владимир
Время
1920-е годы
Материал
Бумага, ламповая копоть
Размеры
35х20 см
Владимир Лебедев — Ню
Автор
Лебедев Владимир
Время
1920-е годы
Материал
Бумага, ламповая копоть
Размеры
35х20 см
Владимир Лебедев — Ню
Автор
Лебедев Владимир
Время
1920-е годы
Материал
Бумага, ламповая копоть
Размеры
35х20 см
Владимир Лебедев — Ню
Автор
Лебедев Владимир
Время
1920-е годы
Материал
Бумага, ламповая копоть
Размеры
35х20 см
Владимир Лебедев — Вакханалия
Автор
Лебедев Владимир
Время
1920-е годы
Материал
Бумага, ламповая копоть
Размеры
21х31 см

Лебедев Владимир Васильевич

(1891-1967)

 

Владимир Лебедев – выдающийся русский советский художник, график, представитель ленинградской школы.

В. В. Лебедев рано стал профессионалом — уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.

Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918-21), Владимир Лебедев настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски в графической серии «Прачки» (1920-25), а также в политических плакатах «Окон РОСТА» (1920-21).

Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков «Панель революции» (1922), принесшая художнику известность.

Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к «Слоненку» Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, — «Вчера и сегодня», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Цирк» (все 1925), «Багаж» (1926), «Как рубанок сделал рубанок» (1927) и другие.

Владимир Лебедев возглавлял в 1924-33 гг. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей.

Он привлек в издательство художников своего поколения — В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых — А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будого-ского и др. Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству.

В середине 1920-х гг. Владимир Лебедев представил острые сатирические серии «НЭП», «Новый быт», «Любовь шпаны». Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков «Акробатки», «Балерины», «Гитаристки» и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных «Натюрмортов с гитарой» и небольшую серию натюрмортов «Фрукты в корзине». Позднее, после иронической серии «Девушки с букетом» (1933), Владимир Лебедев написал ряд отличных женских портретов — Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки «Зима — лето — попугай» О. Ф. Берггольц, «Мистер Твистер», «Усатый-полосатый» и «Сказки, песни, загадки» С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.

Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936, 1 марта). С

татья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда.

Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника. В годы войны Владимир Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской «Окон ТАСС», иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).

Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку — «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость.

То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950- 60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого некогда блистательного мастера и сильного человека.