Menu

Немецкая оккупация. Взгляд переживших

Немецкая оккупация. Взгляд переживших
К 75-летию подвига Александра Печерского в Собибор

От этих слов веет смертью: «Вешатели», «Расстрел», «Палачи», «Кровь за кровь»,«Насильники». Это – названия картин Меера Аксельрода из цикла «Зверства немцев», созданного им в 1942-43 годах, в эвакуации, где он работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Принято считать, что ему повезло. Действительно – художника, жившего в страшную эпоху, не затронули ни гонения на «формализм в живописи», ни сталинские репрессии, ни «окончательное решение еврейского вопроса», ни участие в Великой отечественной войне, в отличии от ветерана Абрама Моносзона. О чем думал М. Аксельрод в военную зиму, в Алма-Ате, откуда брал свои мрачные образы – с газетных листов, со слов радиоточки, из чьих-то рассказов?..


В такие моменты, возможно, совпадают нужды и желания живого человека и машины воюющего государства.  И самая крайняя, «животная» агитация оказывается совпадающей с реальностью — потому, что реальность именно такова. Аксельрод очень боялся за свою семью — и этот страх остался с ним на долгие годы, может быть — на всю жизнь: лишь спустя два десятилетия он позволил ему выплеснуться наружу, — создал новые серии картин о немецкой оккупации и Холокосте, где в числе жертв — люди с обликом его близких.
Абрам Моносзон после возвращения с войны, узнаёт о смерти отца и матери в Могилеве, уничтожили и брата, они погибли в негашеной извести. Переживания и кошмары штетла «местечка» не могли не повлиять на художника. Серия «У врат Рая», позднее названа искусствоведами общем названием «Холокост», изображения страданий еврейского и советского народов, воспоминание об «утраченном Рае», о предках, праздниках, свадьбах, танцах и быте евреев Могилева не изменявшихся столетиями.
В страшных полотнах отражен не только весь ужас жизни на оккупированных нацистами территориях Советского Союза, но и массовое движение антифашистского сопротивления, героизм партизан и подпольщиков. Среди таких работ особое внимание привлекает единственный прижизненный портрет Александра Печерского, одного из организаторов восстания в лагере смерти Собибор. На выставке будут представлены архивные документы, фотографии и личные вещи А. Печерского.
Серия «Немецкая оккупация» содержит около 100 уникальных живописных и графических работ: цикл «Зверства немцев», серия иллюстраций к книгам о войне, выполненных Аксельродом в сороковые-пятидесятые годы XX века, а также картины из цикла «Гетто», которые сам художник считал вершиной его творчества. Абрам Моносзон представлен на выставке более 30 работами, а на темы Холокоста и трагедии связанной с оккупацией было написано более 100 работ.
Выставочный проект «Немецкая оккупация в живописи очевидцев. К 75-летней годовщине подвига Александра Печерского — восстания в лагере смерти Собибор»реализуется при поддержке министерства Культуры РФ, музея Современной Истории России, Российского исторического общества, Российского Военно-исторического общества, Фонда Александра Печерского, Фонда «История Отечества», галереи Веллум.
Кураторы выставки Любовь Агафонова и Петр Баранов.

Добавить комментарий