Menu

Новое пространство галереи «Веллум» и выставка «Николай Рябушинский. Золотое руно»

Дорогие друзья!

Мы рады сообщить, с 23 мая галерея «Веллум» работает в новом выставочном пространстве по адресу ул. Ильинка, д.4, Гостиный двор, вход с Хрустального переулка, секция 88-89. Наши телефоны, адрес электронной почты и адрес сайта остаются без изменений.

23 мая — 1 августа. Выставка «Николай Рябушинский. Золотое руно».

Галерея «Веллум» при поддержке Архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» представляет выставку «Николай Рябушинский. «Золотое руно» в новом пространстве галереи по адресу ул. Ильинка, д.4, Гостиный двор, вход с Хрустального переулка, секция 88-89. Пресс-показ выставки: 22 мая, 15.00-19.00.

23 мая в новом пространстве галереи «Веллум» открывается выставка «Николай Рябушинский. «Золотое руно», приуроченная к 110-летию завершения выпуска журнала «Золотое руно» (1906-1909 гг.), ставшего легендой русской художественной жизни начала ХХ века, – так же как и сам издатель журнала – Николай Рябушинский. На выставке будут представлены редко экспонируемые живописные произведения Николая Рябушинского, работы художников, сотрудничавших с «Золотым руном» – Павла Кузнецова, Константина Сомова, Николая Крымова, Петра Уткина из собрания руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, из коллекции Валерия Дудакова и московских частных собраний; архивные документы и фотографии, рассказывающие о журнале и судьбе его издателя. Этот проект галереи «Веллум» позволит отдать дань памяти Николаю Рябушинскому – неординарному человеку, талантливому художнику, меценату, оставившему яркий след в отечественной культуре.

Н. Рябушинский, Сад Афродиты. 1930-е

Николай Павлович Рябушинский (1877-1951 гг.), сын московского купца-миллионера, должен был продолжить дело знаменитого купеческого клана. Но страсть к искусству оказалась сильнее, и, получив свою долю наследства, Николай Рябушинский занимался живописью, поддерживал художников, писал книги под псевдонимом Н.Шинский, сочинял стихи и статьи, путешествовал и собирал коллекцию произведений искусства. Ближе всех из родственников ему оказалась сестра – Евфимия Павловна Носова (ставшая моделью для знаменитого портрета работы Валентина Серова), разделявшая его художественные интересы.

«Размашистая» личность Николая Рябушинского, его образ жизни вызывали достаточно скептическое отношение и купеческого сообщества, и интеллектуально-художественных кругов; «вся Москва» обсуждала то, как «Николаша» проматывает состояние и кутит на своей роскошной вилле «Черный лебедь» в Петровском парке. На этой вилле, декорированной Павлом Кузнецовым, размещалась художественная коллекция Рябушинского, в которой были полотна Кранаха, Брейгеля, Пуссена; основную часть его коллекции составляли произведения художников «Голубой Розы». К сожалению, значительная часть коллекции погибла в 1915 году при пожаре.

В конце XIX — начале ХХ века несколько европейских художественных журналов своими публикациями, без преувеличения, формировали художественные идеалы эпохи (так мюнхенский журнал «Югенд» даже дал название стилю, который нашел мировое признание – «югендштиль»). В России такую роль играл журнал «Мир искусства», организованный Сергеем Павловичем Дягилевым и выходивший в 1898-1904 гг. Несомненно, культурный прорыв, совершенный Дягилевым и «Миром искусства», их российские и международные проекты, не оставили равнодушным Николая Рябушинского, который видел свое будущее исключительно в сфере искусства. Несмотря на недоверие и даже сопротивление арт-сообщества того времени, ему хватило сил, таланта и энергии, чтобы стать редактором-издателем ежемесячного художественного журнала «Золотое руно» и организатором художественных выставок «Голубая роза».

Н. Рябушинский, Лилии

В 1906 году Рябушинский был близок к группе московских художников, возглавляемых Павлом Кузнецовым, так что созданный им журнал «Золотое руно» не только стремился занять пустовавшее место «главного журнала по искусству» — регулярный печатный орган стал центром, объединяющим художников, которым были близки эстетические принципы символизма. Материальная поддержка Рябушинского позволила издавать журнал с фантастически роскошной полиграфией и привлекать к сотрудничеству лучших авторов – Александра Блока, Ивана Бунина, Валерия Брюсова, Леонида Андреева, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Максимилиана Волошина, Зинаиду Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба. С журналом работали Лев Бакст, Александр Бенуа, Евгений Лансере, Константин Сомов.

Собственные средства Рябушинского обеспечили проведение выставок «Голубой розы», позволив раскрыться талантам «голуборозовцев» — символистов в изобразительном искусстве. А в 1908–1909 годах уже под названием «Золотое руно» прошли три выставки, познакомившие русскую публику с новейшими работами французских авторов, и с произведениями русских художников, которые впоследствии стали самыми яркими фигурами русского авангарда. Сам Николай Рябушинский не боялся представлять свои живописные произведения, в которых он обращался к вечным архетипическим сюжетам – с необычной палитрой цветов, близкие поэзии символистов,– на суд публики и критики. Художник Сергей Виноградов писал о работах Рябушинского: «Его вещи неожиданны и фантастичны, и в них огромная фантазия была. Вот уж ничего банального, ординарного, надоевшего в них не было».

Журнал «Золотое руно» знакомил читателей с самыми передовыми течениями в искусстве того времени и, одновременно, занимался популяризацией отечественного художественного наследия. Кроме того, при журнале было организовано издательство, которое выпускало книги близких по духу авторов, в том числе рассказы Алексея Ремизова, сборники стихов Федора Сологуба, Александра Блока.

Н. Рябушинский, Рай (1933)

Выпуск журнала был прекращен в 1909 году, в прощальном обращении редакции к читателям говорилось: «…теперь мы ясно чувствуем, что течения, которые мы отстаивали как в области литературы, так и в области живописи уже достаточно окрепли и выразились, чтобы развиваться самостоятельно, и что “Золотое Руно” в этом отношении уже исполнил свою миссию… Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое Руно» (От редакции // № 11-12. С. 107).

Николай Павлович Рябушинский окончательно покинул Россию в начале 1920-х годов. Он переживал взлеты и падения, периоды полного благополучия и тяжелые кризисы, но остался верен выбранному пути. Был владельцем антикварного магазина в Париже, организатором выставок. Последние годы жизни провел в Монте-Карло, где открыл галерею «Голубая Роза», а после Второй мировой войны – общедоступную галерею «Эрмитаж».

Добавить комментарий