Menu

Пушкин и Псковская земля в творчестве Николая Шестопалова.

В Государственном Русском музее в Строгановском дворце (Невский проспект, 17) до 5 сентября продолжается выставка ученика И. Репина Николая Ивановича Шестопалова. При посещении экспозиции возникает чувство удивительной органичности выбранных живописцем тем и их художественным воплощением.

Видно, что мастер не идет наперекор своим душевным стремлениям, не ломает себя, его произведения светлы, гармоничны и существуют как бы вне времени. Что удивительно для творчества художника, расцвет которого пришелся на первые десятилетия советской власти.

Тоталитарное общество рождало удивительные парадоксы. 1937 год для нас – это год кровавой вакханалии чекистского террора, самое мрачное время сталинского режима.

Но ведь это и год пушкинского юбилея — столетие со дня смерти А.С. Пушкина (а наши власти всегда умели исполнять ритуалы, связанные с гибелью поэтов) было отмечено на небывалом государственном уровне и размахом.

 

Николай Шестопалов. Пушкин и няня. Беседка в Михайловском.
Николай Шестопалов. Пушкин и няня. Беседка в Михайловском.

 

Образ А.С. Пушкина – «нашего всё» должен был быть увековечен всеми силами и средствами – в литературе, в музыке, и, конечно, в изобразительном искусстве. Но каков же круг канонических тем, которые могли использовать художники в своих творениях?

Не скакал Пушкин на боевом коне во главе декабристов на Сенатской площади, не поднимал крестьянских бунтов или не сражался на свободу на баррикадах где-нибудь в Париже. Революционных тем найти трудно, зато среди сюжетов неизбежно возникала жизнь дворянской усадьбы.

 

Николай Шестопалов. Пушкин. Беседа. 1920-е
Николай Шестопалов. Пушкин. Беседа. 1920-е

 

Пушкин в Михайловском, в Болдино – это как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Это визиты к соседям, прогулки на лошадях, любовные свидания. И, конечно, дворянский кабинет в усадьбе – портреты предков, редкие фолианты в библиотеке, письменный стол с рукописями, дрожащее пламя свечей…

 

Николай Шестопалов. Кабинет А.С. Пушкина в Михайловском. 1950
Николай Шестопалов. Кабинет А.С. Пушкина в Михайловском. 1950

 

Эта та романтика уходящих дворянских гнезд, которой следовали и мирискусники, и мастера Союза Русских Художников. И вот эти темы, эта эстетика, эта ностальгия по прошлому вдруг возвращались, разрешались, входили в список официально поощряемых в рамках юбилейного пушкинского года в наше изобразительное искусство.

И, наверное, Николай Шестопалов – получивший первые художественные уроки на курсах княгини Тенишевой, живописец близкий к кругам и участвовавший в выставках «Мира искусства» как никто другой соответствовал с точки зрения и высочайшего художественного мастерства, и гармонического мировоззрения, и внутренней духовной свободы воплощению пушкинской темы

 

Николай Шестопалов. Псков. 1930-е
Николай Шестопалов. Псков. 1930-е
Николай Шестопалов. Псково-Печорский монастырь.
Николай Шестопалов. Псково-Печорский монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно в роковом, но и юбилейном 1937-м Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. Именно в эти года на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова.

Это удивительное возвращение к прошлому, это то, что очень метко назвала в своей вступительной статье в каталоге выставки директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова «предместьем минувшего».

Эти работы тем еще ценнее, что запечатлели виды и пейзажи Псковской земли довоенной поры. Страшная война тяжелым молохом прошлась по этой святой земле, принеся страшные разрушения и потери. О многих ландшафтах и архитектурных деталях мы можем узнать теперь только глядя на полотна Николая Шестопалова.

 

Николай Шестопалов. Святогорский монастырь. 1920-е
Николай Шестопалов. Святогорский монастырь. 1920-е

 

Пушкинская тема получила достойное продолжение в творчестве художника и в послевоенные годы. На картинах Николая Шестопалова 1940-1950-х годов вновь перед нами предстает рабочий кабинет Пушкина, домик няни, беседка, усадебный парк…

Это размышления живописца о современности через жанровые начала, через возвращение к культурным истокам, через творчество великого поэта. Это творческое завещание большого мастера, каким являлся Николай Иванович Шестопалов.

 

Николай Шестопалов. Пушкинский заповедник. Крыльцо домика няни. 1951
Николай Шестопалов. Пушкинский заповедник. Крыльцо домика няни. 1951

 

 

Добавить комментарий