Рябушинский Николай

Николай Рябушинский — Лилии (Символическое пожелание процветания)
Автор
Рябушинский Николай
Время
1933 год
Размеры
69х50 см
Николай Рябушинский — Дары Помоны
Автор
Рябушинский Николай
Время
Первая треть 20 века
Размеры
69х50 см
Николай Рябушинский — Рай
Автор
Рябушинский Николай
Время
1933 год
Размеры
69х56 см

Рябушинский Николай Павлович

(1877-1951)

 

Николай Рябушинский — собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар, активный участник художественной жизни в России начала 20 века, художник, издатель.

Происходил из известной семьи Рябушинских. После смерти отца вышел из состава «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями» и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир московской богемы.

Николай Рябушинский связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством. Он стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Перед ним был пример С.П. Дягилева, и Рябушинский решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева С.П.

Он решил организовать выпуск художественного иллюстрированного журнала под названием «Золотое руно». Участвовать в этом проекте Николай Рябушинский пригласил К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумову-Лебедеву, Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа.

Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Дебютом группы стала выставка «Алая роза», состоявшаяся в 1904 году в Саратове.

Редакция журнала «Золотое руно» размещалась на Новинском бульваре, близ особняка Фёдора Шаляпина, журнал имел большой формат, печаталось золотым шрифтом в две колонки — на русском и французском языках. Журнал блистал качеством иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 руб.

Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Рябушинскому приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К 1906 доход от продажи «Золотого руна» составил 12 тыс. руб., а расходы превысили — 80 тыс. В 1907 оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций.

Подражая Сергею Дягилеву, Николай Рябушинский старался следовать по его стопам и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была выставка «Голубая роза».

Выставка открылась в 1907 в доме на Мясницкой. Выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов Н.Н., Сарьян М.С., Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский.

Всех их связывала общность эстетических принципов. После «Голубой розы» была организована еще серия выставок, устраивавшихся при финансовой помощи Николая Рябушинского и под марким его журналом.

К концу 1909 издатель «Золотого руна» разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была не в этом. Отчаянный картёжник, Николай Рябушинский однажды почти полностью проигрался.

После этого он по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника экспозиции.

В 1911 Николай Рябушинский был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. В первую очередь, были проданы картины старых европейских мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причём Рябушинскому удалось выкупить некоторые свои картины.

Любимую часть своей коллекции — картины русских мастеров начала XX века — он решил сохранить. Однако пожар на вилле «Чёрный лебедь» погубил ряд полотен. Случайно уцелел портрет Брюсова В.Я. работы Врубеля М.А.

От коллекции осталось лишь то, что располагалось в московском особняке Рябушинского. Коллекционер был вынужден продать и своё небольшое собрание икон; их новым обладателем стал известный собиратель А.В. Морозов А.В.

Революцию 1917 года Николай Рябушинский встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства.

Его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России.

В 1922 Николай Рябушинский эмигрировал во Францию. Умер в 1951 году, похоронен на Восточном кладбище в Ницце.