«Слово Хлебникова о Эль» – нам с Людвигом

Дмитрий Плавинский любил поэзию Хлебникова. Поэт была ему созвучен. Иногда появлялась параллельная цитата на обороте холста, или весь художественный образ строился на развитии поэтического. Мировоззрение Плавинского и Хлебникова во многом совпадало.

“Слово Хлебникова о Эль – нам с Людвигом” 2008 года – последняя работа художника, связанная с творчеством поэта. О предыдущих надо писать отдельно. Начнем с конца, как предлагал Хлебников.

Название, в отличии от темы, возникает последним. Оно завершает создание произведения. Тогда, как для зрителя, наоборот, это прелюдия или пролог, предваряющий прочтение образа.

Авторские надписи Плавинского всегда тщательно продуманы, но порой, несут в себе скрытую, таинственную информацию, требующую расшифровки и заставляющую нас думать шире.

Название “Слово Хлебникова о Эль – нам с Людвигом” сразу обозначает тройственную взаимосвязь Хлебникова, самого художника и некоего Людвига. Хлебников – гениальный творец из прошлого, а Людвиг – любимый кот художника, названный в честь композитора, и всегда находившийся рядом. Как и музыка. Она всегда звучала во время работы.

Здесь не только тема, но и время, и геометрия взаимоотношений, обстаятельства расширяющие образ и приподнимающие завесу тайны творческого процесса.

“Дима – Маше,” написано на обороте картины.

Продолжу.

 

*****

 

"Слово Хлебникова о Эль" – нам с Людвигом

Плавинский включил в композицию цитаты из поэмы Хлебникова “Слово об Эль”, “травопись” из своего раннего произведения “Книга Трав”, отпечаток листа Леонардо да Винчи, знаки античного Причерноморья, а так же, уточненную и дополненную им самим энеаграмму.

Композиционный строй и математическое соподчинение объединяют все элементы композиции, Математика, поэзия, философия, изобразительное искусство и природа говорят в картине разными языками-способами об одном и том же.

Времена античной культуры, итальянского Возрожления, начала и середины ХХ века – “кальки времени наложенные друг на друга” Плавинским для создания образа и передачи своего представления о мироздании.

Время – ключевое понятие философии художника и тема всех его произведений, включая и это. Время как мега-тема пронизывает все пространство картины. На всех уровнях. Это и техника исполнения, и геометрия композиции, и символика образа. Посмотрим, как это сделано.

 

Прошлое – Крест в глубине

Настоящее – Лист в центре

Будущее – по Лучам света

 

Время звука – звучания и эхо

Время света – вспышка, поток и отблеск

Время вглядывания, прочтения и осмысления

 

Зритель, прочти мысле-образ художника. На это Тебе понадобится время. И Ты будешь вознагражден.

Вселенная Листа Травы.

Три фигуры—треугольник, квадрат и круг, как божественное трезвучие, лежат в основе всего мироздания, пронизывая вселенским гармоническим единством микромир растений. Потоки космического света, льющегося волнами на землю, собраны в сверкающую точку в капле росы на ладони листа. Лунной ночью мириады капель росы вбирают световую вибрацию звездного неба, набрасывая ткань Млечного пути на лик Земли.

Малое—в большем, большее—в малом, это ось взаимосвязей форм Вселенной образно раскрывается в мире растений. Человеческий разум создавал, и будет создавать, бесконечный ряд философских систем, кующих ключи к разгадке космического единства.

Одна из таких универсальных систем – это открытый девятиугольник, или энеаграмма

Достаточно всмотреться в лист травы и тебя охватит озарение истины, и, одновременно, невозможность облечь ее в несовершенную форму слова.

Лист—это оттиск руки Творца, развернутый навстречу световому лучу.

 

Я мечтал записать травами поэму Хлебникова “Слово о Эль.”

Дмитрий Плавинский

 

Сияющая, как алмаз энеаграмма – первое, что мы видим в картине.

Вписав трехчастный листик в центр треугольника энеаграммы, художник уточнил метод “творческого пути искусного человека” – “четвертого пути” по-Гурджиеву.

 

Фигура энеаграммы образуется при соединении двух священных фундаментальных законов космоса о Троичности и Семеричности.

 

“Каждое единое целое, каждый космос, каждый организм, каждое растение является энеаграммой.” Георгий Гурджиев

 

“Все может быть включено и прочитано в энеаграмме. Человек может быть совершенно один в пустыне, начертать энеаграмму на песке, и в ней прочесть вечные законы Вселенной.” Петр Устинов

 

Все имеет смысл и значение в работе Плавинского.

 

Формат 140 см х 70 см

Это 2 квадрата по вертикали. Из них вышло иррациональное божественное число Фи – Золотая пропорция всей Жизни. Сакральное значение числа 7 общеизвестно.

 

Язык пластики форм. Их 5.

Дробный мазок для передачи вибраций звучащей атмосферы

Аморфная “облачная” форма разговора древних богов

Крестообразный набат звонарей

Зеркальный почерк Леонардо

Первозданная природная форма монотипий листьев растений

 

Все значимые части композиции “говорят” свом языком.

 

Все подчинено геометрии Хлебникова.

Эль – путь точки с высоты, остановсленный широкой плоскостью,

Если шириною площадь остановлена точка – Эль

Сила движения уменьшенная

Площадью приложения – это Эль

Таков силовой прибор

Скрытый за Эль

 

Текст в форме креста.

Звон (6 раз)

Бейте в благовест ума

вот колокол и веревка (перекладина в 2 строки)

звон (11 раз)

помогите звонари

я устал.

В.Хлебниковъ

 

Эль заглавная (16 строк)

Бом (7 строк)

Бам (7 строк) и тех, кого не знаю

 

На первом плане Пейзаж из Букв и Трав говорит об одном и том же.

Происходит взаимоналожение, взаимопроникновение и созвучие слов Хлебникова и травописи Плавинского. Геометрия объединяет поэзию, живопись и природу. Звук обретает зримую форму.

 

Цветовая палитра традиционна. Это древнейшие природные пигменты – земли и минералы, символизирующие стихии – первоэлементы, из которых был создан Космос.

Охра, Сиена и Умбра – Земля

Лазурь цвета неба в ясный день – Воздух и Вода

Киноварь алого цвета пламени и крови – Огонь

 

Глас с неба издают небесные лазоревые звуки – Воздух

Колокол звучит пламенеющей киноварью – Огонь

Эль – лазурь и киноварь – Огонь и Воздух

Земля – земли – Земля

Золотистая земля охра – символ отблеска божественного Абсолюта

Пространство внутри картины – Пространство Образа

 

Лист Травы– основа всей композиции.

Он задает смысл и структуру картины. Это символ с многими уровнями прочтения. Отсюда меняющийся масштаб, геометрия композиционного строя и свидетельство Времени.

 

Лист Травы в пейзаже, находится на горизонте между землнй и небом – пространственный ориентир

Лист – Древо жизни – Время

Лист – структура.

 

Лист – один большой, три средних и много малых листов –Травы

Лист = Эль. Говорит с небом и останавливает траекторию точки

Лист Травы – один из многих малых

Лист в энеаграмме – природный символ троичности внутри геометрического кристалла

Лист – геометрическая структура картины и направление движения – под углом в 45 градусов от центра

 

Налево уходит в крест-благовест, катящийся эхом вниз к земле.

Направо уходят в небо к Создателю.

 

Звук колокола в небе уходит к земле к травам,

А травы дотягиваются до небес.

Расположеное вверху отдается внизу и наоборот.

Круг движения замыкается.

 

Крест в глубине,

Лист в центре,

Лучи энеаграммы вперед.

 

Возникает Сферическое пространство с движением внутри него.

 

То что внизу, то и наверху.

 

Лист с энеаграммой – эпицентр.

Травы Земли внизу и Космос наверху, соединены энергией света, цвета и звука

Звук, его вибрация, обозначил формы, стал видим и породил волну понятий и образов

Свето-цвет – поток и ритмичные волны

Три энергетических луча исходят из сердцевины энеаграммы

 

“Как вверху, так и внизу; как внизу, так вверху.” Гласит “Изумрудная скрижаль” законов Гермеса Трисмегиста.

 

Творчество обоих, и Плавинского и Хлебникова герметично по сути своей и отвечает всем 7 принципам Истины, являющейся магический ключ к дверям Храма Единого.

 

Часть полученной нами информации таинственна.

Текст Леонардо скрыт в зеркальным отражении

Античные надписи не разшифрованы

Информация от богов не доступна уму

 

Хлебников призывает:

Бейте в Благовест ума,

вот колокол и веревка

Помогайте звонари.

Я устал.

В.Хлебниковъ

Соум меня и тех,

кого не знаю.

 

Откликнулся Плавинский.

 

Композиция наводит на мысль о мистериях, с последовательно раскрывающимся таинством. Великим Таинством Вселенной.

Тайно-Действо происходит по мысли авторов-мистагогов.

 

“Лишь посвященные в них, блаженствуют после смерти.“ Платон.

 

*****

 

И так. Мистерия.

 

Доум даум миум раум хоум хаум… Благовест ума!

Бом! Бим! Бам!

Вдалике, в пространстве, в дрожащем воздухе звучит набат  киноварно-красного креста-колокола, докатывается эль-заглавной

до авансцены – Ладонь… Ливень… Луч…и отдается эхом.

Бом! Бам!

 

Все переговариваются на разных языках.

 

Звонарь В.Хлебниковъ зовает:

– Вот колокол и веревка. Помогите звонари. Я устал.

Чеум. Бом! Бим!

Гоум.

Соум меня

И тех, кого не знаю.

 

Вступают гении.

На сцене Лист. Он говорит со Вселенной. Такой же как другие, разнообразные и непохожие – как все, заполняющие сцену.

Они – Травы – в тихом взаимодействии.

Один ­­– Леонардовский – завис в зазеркалье кружения.

Трое других справа стоят стражами-кулисами.

В разговор вступают Боги.

– Гагагага гегегеге!…Клям! Клям! Эпс.

С небес раздается глас Создателя и поражает главного героя. Вспытивает Энеаграмма.

– Эль – путь точки с высоты…

 

Искрит. Брызжет во все стороны.  Свершаются законы мироздания.  Троичный. Семеричный…

 

– Это Эль, – разносит эхо.

 

Все внемлют.

 

*****

 

28 апреля 2020. День рождения Димы Плавинского

Мария Плавинская

Добавить комментарий