Свешников Борис

Пустырь
Автор
Свешников Борис
Время
1963 год
Материал
Холст, масло
Размеры
72х92 см
Октябрь
Автор
Свешников Борис
Время
1968 год
Материал
Бумага, акварель
Размеры
50х72 см
Лето. Таруса
Автор
Свешников Борис
Время
1970-е годы
Материал
Бумага, акварель
Размеры
48х68 см
Осень. Таруса
Автор
Свешников Борис
Время
1980-е годы
Материал
Бумага, акварель
Размеры
48х68 см

Свешников Борис Петрович

(1927-1998)

 

Борис Свешников — русский художник, живописец, график, представитель «неофициального искусства», известный прежде всего своей «лагерной сюитой» (или «Гулаг-артом»).

Родился в Москве 1 февраля 1927 года. В 1946, во время учебы в Институте прикладного и декоративного искусства, Борис Свешников был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде» и отправлен на 8 лет в концлагеря (образец этой «пропаганды» из следственного дела: «Художники у нас рисуют не то, что хотят, а то, что им скажут»).

Этапированный в Ухтижемлаг (Коми АССР), сперва был послан на земляные работы. Борис Свешников выжил лишь благодаря тому, что его перевели на лагпункт Ветлосян и назначили сторожем в деревообрабатывающий цех, при котором была художественная мастерская. Здесь и началась «лагерная сюита».

В 1954, отбыв срок, Борис Свешников вернулся в Москву; в 1956 был реабилитирован. В 1954–1957 жил в Тарусе, затем обосновался в столице.

Плодотворно работал для Гослитиздата, создав множество иллюстраций к произведениям И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофмана, Г.К.Андерсена, братьев Гримм, М.Метерлинка, К.Г.Паустовского и других авторов (расцвет книжно-оформительского творчества Свешникова приходится на 1960-е годы), – здесь четко обозначился его дар романтика-символиста, мастера изысканной исторической стилизации.

Главным же его произведением явился огромный цикл лагерных рисунков (в его излюбленной технике перового рисунка тушью). Тонким, каллиграфически-точным штрихом написаны снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников.

Это некая потусторонняя «гофманиада», пребывающая в вечном магическом трансе и в то же время – в вечной мечте о недосягаемой свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах.

К этой сюите, созданной в основном в 1950–1960-е годы, позднее прибавился графический цикл Альбом для рисования, еще более фантастико-гротескный и в меньшей степени связанный с гулаговскими реалиями. «Гулаг-арт» Свешникова (образцы его были впервые опубликованы в изданном М.М.Шемякиным альманахе «Аполлон», 1977) произвел сенсацию на одноименных выставках «творчества в лагерях и ссылках», которые проводило с 1990 общество «Мемориал».

Чувство «мира иного» – сказочное и в то же время меланхолически-скорбное – неизменно было присуще и живописи мастера. От ранних, графически-четких по композиции и колориту полотен Борис Свешников перешел к своеобразным цветовым «паутинкам», сотканным из пуантилистского марева мелких точечных мазков.

Его героями неизменно оставались романтизированные «зэки» либо просто чудаки и бродяги, блуждающие в мирах своих кошмаров и грез. Среди характерных его картин – Полет (1958), Майская гроза (1976), Мастерская гробовщика (1961), Прогулка (1961), Поминки (1965).

Умер Борис Свешников в Москве 6 октября 1998. Его работы (в том числе все вышеупомянутые картины и значительная часть «лагерной сюиты») хранятся в Музее современного русского искусства в Джерси-сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (США), а также в собрании общества «Мемориал» и других коллекциях.