Вейсберг Владимир

Хаос на полке
Автор
Владимир Вейсберг
Время
1982
Материал
Холст, масло
Размеры
48х59

Вейсберг Владимир Григорьевич

(1924—1985)

 

Владимир Вейсберг учился с 1943 по 1948 в студии ВЦСПС у художника С.Н. Ивашева-Мусатова, посещал мастерские И.И.Машковаи А. А. Осьмеркина. Вейсберга отличал интерес к проблемам философии, теории искусства, литературе, поэзии и музыке, что помогало ему в решении конкретных живописных задач.

Вейсберг быстро нашел свой художественный почерк. Ранние работы еще явно свидетельствуют о впечатлениях, полученных в студиях И.И. Машкова и А.А. Осмеркина. Таковы его натюрморты с фруктами.

В начале 1950-х Владимир Вейсберг сблизился с художниками, ориентировавшимися на традиции объединения «Буб­новый валет», и в 1961 он выступил на совместной выставке с Н.И. Андроновым, Н.А. Егоршиной, К.А. Мордовиным, Б.Г. Биргером, М.В. Ивановым, М.Ф. и П.Ф. Никоновыми, Л.Л. Берлиным. Эта группа получила название «Группа 8».

Осмысление достижений художников нового времени, анализ структуры их произведений привели Вейсберга к собственной теории в живописи. Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом».

К осуществлению этой идеи Владимир Вейсберг настойчиво шел всю жизнь. «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» со­стоит из множества едва различимых «частиц» цвета.

Сам художник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств.»

С 1962 Владимир Вейсберг начал писать гипсовые фигуры, преимущественно геометрические.  Кубы, цилиндры и пирамиды, выкрашенные белой краской, сохраняли лишь свою геометрическую сущность, лишаясь характера материала.

Из этих предметов художник строил бесконечное количество композиций, каждая из которых была настолько точной и завершенной, что не допускала никаких изменений. Грани, плоскости, изгибы поверхности всегда становились объектами для главного — выявления света.

Внутренняя связь, соподчинение предметов в полотнах художника составляли гармонию, подчиненность пространству.

Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и переулки. Владимир Вейсберг был прекрасным педагогом, многие художники, учившиеся у него, с благодарностью вспоминают его уроки.

С 1959 по 1984 Владимир Вейсберг преподавал живопись в студии Института повышения квалификации Союза архитекторов СССР, с 1964 по 1966 — на Курсах телевидения Москвы. Жизнь художника в искусстве была трудной, работы вызывали непонимание и критические отзывы.

Первая персональная выставка состоялась уже после кончины художника — в 1988. Большая часть работ Вейсберга находится в частных собраниях.