Главная / Наши выставки / Выставка русских космистов.

Выставка русских космистов.

C 24 февраля 2013 по 10 марта 2013 Галерея «Веллум» в Центральном Доме Художника.

Тайнопись Универсума. Б.А.Смирнов-Русецкий, П.П.Фатеев, М.Bолошин, ДПИ и реликвии Китай, Япония.

 

Выйди на кровлю. Склонись на четыре

Стороны света, простерши ладонь…

Солнце…Вода… Облака… Огонь…-

Всё, что есть прекрасного в мире…

Факел косматый в шафранном тумане…

Влажной парчою расплёсканный луч…

К небу из пены простёртые длани…

Облачных грамот закатный сургуч…

 М.Волошин

 

К началу ХХ века, когда казалось, что человек покорил природу и в цивилизованном мире был достигнут пик бытового комфорта, взгляд мыслящих людей обратился в будущее, к Космосу внутреннему и реальному.

Увлечение мистическими учениями, бурно распространившееся в России на рубеже Х1Х – ХХ веков, коснулось и художников. В пёстрой картине художественных направлений, возникших в 1910-1920-е гг., особняком стоят художники группы «Амаравелла».

 

Пётр Фатеев
Пётр Фатеев

 

Общая идея, объединяющая художников этого сообщества, была сформулирована ими в манифесте «Амаравеллы»: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира».

Слова эти для членов группы не были лозунгом, они соответствовали их духовным устремлениям и были реализованы в их творчестве. Особое влияние на их мировоззрение оказали Николай Рерих и Максимилиан Волошин.

Максимилиан Волошин дебютировал как литературный критик. Его статьи о событиях культурной жизни провозглашали и утверждали художественные принципы новых явлений русской культуры (модернизма, символизма) и вводили их в контекст европейской культуры.

Сам М. Волошин называл свою просветительскую миссию следующим образом: «буддизм, католичество, магия, оккультизм, теософия…». Всё это воспринималось через призму искусства.

Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве – и оказался даровитым художником.

Его излюбленным жанром стали акварельные пейзажи. Часто он их подписывал стихотворными строками, дающими представление о поэтичности изображаемого, передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое: какой-то колдовской, всё организующий почерк!

 

Максимилиан Волошин
Максимилиан Волошин

 

Духовное наполнение живописи как Волошина, так и художников «Амаравеллы», проистекало из их романтического мировосприятия, их увлечённости и приятия древней и современной философии, философии Востока и теософии: они признавали идею двоемирия – существования наряду с миром материальным мира духовного, им была близка пантеистическая идея одухотворённости и божественности Природы и Космоса, идея живой, гармоничной связи человека и Мироздания

В нравственном аспекте они признавали существование Света и Тьмы, Добра и Зла, они верили в победу Света над Тьмой и в духовное восхождение человека в процессе многочисленных перерождений. И важным фактором духовного преображения человека они считали Искусство.

Художники «Амаравеллы» своим удивительным творчеством значительно расширили наше представление о Космосе. Они представили нам многие скрывавшиеся в тени грани Космоса и, прежде всего, его Поэзию, его Музыку, его чарующую Тайну, причём каждый сделал это по-своему и с использованием индивидуальных художественных средств.

 

Борис Смирнов-Русецкий
Борис Смирнов-Русецкий

 

В экспозиции выставки представлены работы двух представителей этой группы: основателя группы – П.П. Фатеева, в работах которого отражена фантастическая грань с неким философским уклоном, и работы Б.А. Смирнова-Русецкого – разлитая всюду в реальных земных и космических ландшафтах духовная сущность, мистичность.

Б.А. Смирнов-Русецкий (позже всех своих товарищей ушедший из жизни) в 1990 году сказал: «В последние годы я замечаю, как зритель духовно растёт и всё более тонко и глубоко постигает искусство «Амаравеллы», затронувшее одну из важнейших идей гуманизма – идею великого единства мироздания, оно становится всё более понятным современникам.

Оно как мост перекинулось от первых духовных исканий и открытий начала ХХ столетия к концу его, когда те же искания возрождаются в новой, более совершенной форме, обогащёнными огромными сдвигами науки, социального и философского мышления».

 

Check Also

Артур Фонвизин и Вера Яснопольская. Цветение в акварели.

Артур Фонвизин и Вера Яснопольская. Цветение в акварели.

С 09.06 до 21.06.2017 Галерея «Веллум» представляет в Галерее «Открытый Клуб».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *