Жуковский Станислав

Станислав Жуковский — Летний луг
Автор
Жуковский Станислав
Время
1919 год
Материал
Холст на картоне, масло
Размеры
41,4х61,5
Станислав Жуковский — Облака
Автор
Жуковский Станислав
Время
1890-е годы
Материал
Холст на картоне, масло
Размеры
20х29 см

Жуковский Станислав Юлианович

(1873-1944)

В начале XX столетия С. Ю. Жуковский — один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Станислав Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина «Лунная ночь» была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника («Закат. Верховья Волги», 1897; «Весенняя вода», 1898; «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето», оба 1899; «Восход луны», 1902; «Хотьково», 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Станислав Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса.

Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX — начале XX в., очень важна и для Жуковского. В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче — сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность.

Так Станислав Жуковский пишет и в дальнейшем («Мартовский вечер», 1904; «Плотина», 1909; «Под вечер», 1910; «Осень. Веранда», 1911; «Увядающие астры», «Свежий снег», обе 1912; «Озеро», 1912-14; «Весна», 1913; «Синяя вода», 1914, и др.).

Все сильнее влечет художника «поэзия барской усадьбы» («Разъезд на рассвете», 1902; цикл «Бессонная ночь», «Утро. Осень в усадьбе», 1906; «Печальные думы», 1907; «Цветы последние», 1908; «В старой аллее», 1913; «Парк осенью. Старинная усадьба Меньшиковых», 1900-е, и др.).

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира.

Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора.

Да и сам Станислав Жуковский отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

С конца 1900-х гг. Станислав Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру. Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж («Радостный май», «Поэзия старого дворянского дома», обе 1912; «Весенние лучи», 1913; «Комната в имении Барсове», 1916; «Кусково. Малиновая гостиная», 1917, и др.).

Художник любит писать и просто окна — эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является («Первые предвестники весны», 1910; «Подснежники», «Праздник весны», обе 1911).

После Октябрьской революции Станислав Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.

Постепенно Станислав Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним («Перед маскарадом. Портрет жены», 1923; «Речка в Полесье», «Осеннее утро», «Иней», все 1928, «Лунная ночь. Жасмин и пионы», 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х — начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР.

На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер Станислав Жуковский в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.