Menu

Биография и картины Дмитрия Плавинского

Плавинский Дмитрий Петрович (1937 – 2012)

Дмитрий Петрович Плавинский – русский художник и график, одна из главных фигур московского нонконформизма второй половины XX века и создатель собственной символической философии. Один из ведущих мастеров московского художественного андеграунда, он сочетал черты свободной живописи с церковно-православными мотивами.

Учился на театрально-декорационном отделении Московского областного художественного училища Памяти 1905 года (институт) у Виктора Шестакова, в прошлом главного художника Театра им. Вс. Мейерхольда. В начале шестидесятых начал принимать участие в квартирных выставках, а с 1967 выставлялся за рубежом.

Для тонкой живописи Плавинского характерно использование многочисленных красочных и лессировочных слоев. С течением времени живописная поверхность его картин становится все более рельефной. Возникают так называемые, «археологические» слои со встроенными в них объектами. Увлечение Плавинского «археологией культуры» сказывается в частом употреблении в работах элементов различных культур: например, Средней Азии, куда художник совершал частые поездки. Картины Плавинского часто включают в себя текст.

Дмитрий Плавинский. Синий Пейзаж.

Дмитрий Плавинский родился в Москве 28 апреля 1937 года. Он происходил из семьи, подвергшейся сталинским репрессиям. Когда Дмитрию было всего 8 месяцев, его мать была арестована по обвинению в антисоветской деятельности. Она провела в сибирских лагерях двенадцать лет, и все это время Плавинский даже не догадывался о ее судьбе, считая матерью новую жену своего отца.

С раннего возраста начал рисовать и в 12 лет поступил в городскую художественную школу. С 1951 по 1956 учился в театральном отделении художественного училища памяти 1905 года, которым руководил тогда бывший главный художник Театра им. Мейерхольда Виктор Шестаков. После окончания училища путешествовал по всей стране от заполярного Урала, Новгорода, Пскова, Дальнего Востока до Самарканда и Ашхабада.

В 1957 участвовал в выставке и работал в международной студии художников в парке им. М. Горького во время VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Там он познакомился с будущими нонконформистами Зверевым, А.В. Харитоновым, М. Кулаковым и впервые увидел абстрактные картины в виде произведений американского художника Колемана.

Дмитрий Плавинский. Строящееся Евангелие.

В конце 1950-х Дмитрий Плавинский стал одним из родоначальников и лидеров художественного движения нонконформистов в Советском Союзе. Выставлялся на квартирных выставках, а с 1960-х участвовал в многочисленных международных выставках нонконформизма. В 1960 состоялась персональная выставка художника в квартире искусствоведа Ильи Цырлина, где произошло знакомство Плавинского с коллекционером Георгием Костаки, который приобрел с этой выставки свою первую работу Плавинского — работу «Кричащая рыба».

В скором времени работами Плавинского заинтересовалась жена американского журналиста и активная собирательница неофициального русского искусства Нина Стивенс, и в 1967 году к 50-летию советской власти в Нью-Йорке в Галерее современного искусства была открыта выставка русского искусства XV–XX веков. Стивенс выставляет свою коллекцию современного русского авангарда, где были представлены двадцать две работы Дмитрия Плавинского. Впоследствии три из них были приобретены Музеем современного искусства в Нью-Йорке.

В середине 1960-х Плавинский сделал графическую Книгу трав с натуры, после чего окончательно перешел к предметной живописи, тоже фактурной, и все большее место в его творчестве начали занимать религиозные мотивы. Художник создал большие полотна «Евангелие от Иоанна», «Новгородская стена», «Старинная книга», используя пластику и вязь старинных славянских текстов. С 1969 Дмитрий Плавинский подолгу жил и работал в деревне.

В 1975 принимал участие в выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в Москве, в тому же году становится одним из основателей и постоянным участником выставок Горкома графиков на Малой Грузинской.

Дмитрий Плавинский. Мосты Арно.

В 1977 году начался новый период в творчестве художника – по его словам, он резко перешел «от фактурных и полу-объемных картин к лессировочному пространству в живописи, поглощающему объект и его дематериализующему. Центром внимания становится не предмет, а пространство».

С 1991 года художник жил и работал в Нью-Йорке. Из Америки Плавинский совершил несколько важных путешествий, давших ему возможность воочию увидеть памятники культур и пейзажей Средиземноморья. По впечатлениям от Греции, Италии и Израиля были созданы циклы работ для персональных выставок «Эхо античных руин», «В поисках Италии» и начата работа над выставкой «Святая земля», которая была прервана отъездом в Москву.

Трагедия в Нью-Йорке 11 сентября 2001 послужила поводом для написания мастером серии работ на тему «Апокалипсис 11 сентября». На этом американский период жизни и творчества был для Плавинского исчерпан и закончен и в 2004 он насовсем вернулся в Москву, где вел жизнь трудовую и непубличную.

1 сентября 2012 года Плавинский скончался от инфаркта на 76-м году жизни. Похоронили художника на Даниловском кладбище в Москве.

Дмитрий Плавинский. Падение Нового Вавилона.

Сам Плавинский определял направление своего творчества как «структурный символизм»:

«Одним из основных свойств русского мироощущения и искусства является структурный символизм, в основе которого лежит протообраз, расщепленный на ряды символов. Символы выстраиваются в горизонтальные ряды в структурно-временном пространстве. При вертикальном их прочтении возникают проступание одного в другом, наложения, вытеснения, столкновения и взаимоуничтожения. Расщепление и поглощение образа пространством символов и представляет собой структурный символизм… Принято думать, что художник раскрывает себя в своих произведениях. Совсем обратное: художник шифрует свое «я» системой иероглифов. Прочесть их дано не каждому, и последний из символов прочтению не поддается».

Работы Дмитрия Плавинского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея «Другое искусство» в Москве, Музея Людвига в Кельне. Его работы приобретены рядом американских музеев, в том числе музеем Метрополитен, МОМА (музеем современного искусства) и Зиммерли арт музеем (университет Ратгерс).

Дмитрий Плавинский. Ноты.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий