Menu

Алексей Паустовский

След человеческой жизни всегда в чём-то эфемерен, особенно, когда человек умер молодым. Жизнь художника Алексея Паустовского трагически оборвалась в 26 лет. Какая короткая жизнь. Но есть индивидуумы, способные за сколько-то лет выразить столь много, для чего другим требуются десятилетия. У безвременно ушедшего поэта Михаила Лермонтова есть подходящее к судьбе Алексея Паустовского стихотворение:

Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдёт;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдёт;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; – настанет час кровавый,
И я паду; и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений;
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил.

Живопись, поэзия и музыка необыкновенно взаимопроникаемы, одно всегда дополняет другое. В тот временной период, когда жил и работал Алексей Паустовский, расцвело другое искусство нонконформистов, шестидесятников. Появились яркие, непризнанные официальными Союзами, поэты. Среди которых выделялся Генрих Сапгир, посвятивший Паустовскому сонет.

Венок обвили траурные ленты:
«От любящих врагов» «от профсоюза»
«ЧИТАЕМ ВСЛУХ» – друзья интеллигенты»
«ЗАБУДЬ И СПИ» – Божественная Муза»

«От неизвестной – НАКОНЕЦ-то ТЛЕН ТЫ!»
«ПРИЯТЕЛЮ – от Робинзона Крузо»
«ЕВРЕЮ – от Советского Союза»
«ЗАЧЕМ ТЫ НЕ УЕХАЛ? – диссиденты»

«СКОРБИМ И ПЬЕМ – деятели искусства»
«ПРОЩАЙ ДРУЖИЩЕ – водка и закуска»
«СДОХ БАЧКА! СДОХ! СОВСЕМ ПРОПАЛ – монголы»

«УШЕДШЕМУ С ТОСКОЙ – собака Ларри»
«СВЕЖАТИНКЕ! – кладбищенские твари»
«Соседи по могиле – НОВОСЁЛУ!»

Художник отдарился рисунком с изображением заброшенного кладбища.

Если говорить о творчестве, отец художника, писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: «… Романтическая настроенность не противоречит интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.

Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека».

Его все называли Алёша – в этом несколько интимном обращении многое скрыто, наверное, его любили окружающие. Короткая и трагическая жизнь…

Как написала Елизавета Плавинская: «Известно, что Алексей Паустовский относился к своей живописи часто как к шутке, имитируя одними техниками другие, изображая странные реальные и нереальные сценки, но его живопись московского периода очень трагична, колорит её тёмен, и настроение сбивается зачастую в тяжёлое страдание».

Художник Алексей Паустовский ещё только выходит к зрителю. Осмысление его судьбы и творчества впереди. Сегодня есть возможность пристально посмотреть на картины этого пришельца, из поколения детей великих тарусских «старцев».

Любовь Агафонова

Книга «Алексей Паустовский. На пороге райского сада». Издание галереи Веллум
Добавить комментарий