Каплан Анатолий

Показано 1-12 из 37
Аксельрод Меер — Собрание
Автор
Аксельрод Меер
Время
1931
Материал
бумага, см.техника
Размеры
45х65
Анатолий Каплан — Ребенок в колыбели
Автор
Анатолий Каплан
Время
1978
Материал
холст на картоне,масло
Размеры
70х49
Анатолий Каплан — Субботняя молитва
Время
1975
Материал
бумага, темпера
Размеры
71х51
Анатолий Каплан — Еврейская шуточная песня
Автор
Анатолий Каплан
Материал
бумага .гуашь
Анатолий Каплан — Еврейская народная Свадебная песня
Автор
Анатолий Каплан
Время
1958
Материал
картон.гуашь,темпера
Анатолий Каплан — Семейный портрет
Автор
Анатолий Каплан
Материал
бумага,уголь
Анатолий Каплан — Архитектурный пейзаж
Автор
Анатолий Каплан
Материал
бумага,см. техника
Анатолий Каплан — Интерьер
Автор
Анатолий Каплан
Материал
бумага, графитный карандаш, фломастер
Анатолий Каплан — Решетка летнего сада
Автор
Анатолий Каплан
Время
1947
Материал
бумага,уголь
Размеры
42х30
Анатолий Каплан — Рогачев улица
Автор
Анатолий Каплан
Время
1930-е
Материал
бумага,карандаш
Анатолий Каплан — Местечко. Утро
Автор
Анатолий Каплан
Время
1950
Материал
бумага, уголь
Анатолий Каплан — Мишпуха Шустера. Рогачев
Автор
Анатолий Каплан
Время
1960-е
Материал
бумага,карандаш
Размеры
35х29

Каплан Анатолий Львович

(1903-1980)

 

Анатолий Каплан (наст. имя Танхум Лейвикович) родился в Рогачеве (Могилевская губерния) 28 декабря 1902 (10 января 1903) в семье мясника.

Учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры.

В 1937–1940 Анатолий Каплан работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников).

В своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – Анатолий Каплан возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства.

Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав. Среди его произведений – альбомы на темы Шолом-Алейхема (Касриловка, 1941; Заколдованный портной, 1957; Тевье-молочник, 1961; Стемпеню, 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963).

Анатолий Каплан исполнил также серию «Ленинград в дни блокады» (1944–1949) в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия все чаще выступал и как живописец-станковист, в графике Анатолий Каплан усиливал линейное начало (цикл офортов Рогачев, 1970-е годы).

В 1967-1969 годах Анатолий Каплан занимается керамикой, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.).

В керамике же была исполнена и последняя его работа — цикл по мотивам «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

Произведения Анатолия Каплана экспонировались на многочисленных выставках в различных городах мира, в том числе на посвященной 100-летию со дня рождения Шолом-Алейхема в Нью-Йорке в 1959 году.

Умер А. Каплан в Ленинграде 3 июля 1980 года.