Menu

Биография и картины Александра Древина

Древин Александр Давыдович (1889 – 1938)

Александр Давыдович Древин – российский и советский художник латышского происхождения, один из лидеров русского авангарда. Автор нескольких беспредметных композиций, работал в экспрессивной живописной манере. Муж художницы Надежды Удальцовой.

Учился в Риге, сначала в Магнусхофской мореходной школе, а затем в Рижском художественном училище у Вильгельма Пурвитиса. К середине 1910-х увлёкся модернистскими веяниями в живописи и вошёл в число создателей объединения молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок», однако сразу после этого был вынужден вместе с семьёй уехать в Москву, где примкнул к группе «Бубновый валет».

В 1938 году подвергся репрессиям и через месяц был расстрелян. 19 лет спустя посмертно реабилитирован.

Александр Древин. Газели.

Александр Древин родился 15 июля 1889 года в семье слесаря. Его отец был по национальности латыш, а мать немка, родом из Кёнигсберга. Когда Александру было шесть лет, он вместе с родителями переехал из Вендена в Ригу, где в 1903 окончил Екатерининскую школу. В 1904 поступил в Приготовительную мореходную школу при Магнисгофском училище дальнего плавания в Риге.

В 1906 участвовал в революционных событиях, за что был арестован и был вынужден на полгода уехать в Смоленскую губернию. В 1907 возвратился в Ригу, окончил мореходную школу и увлекся искусством. По собственному признанию, к 19-ти годам он «не знал ничего о живописи и не видел ни одной картины» и своим первым увлечением искусством был обязан одному из товарищей по мореходной школе.

С 1908 по 1914 учился в Рижской городской художественной школе, где занимался под руководством известного пейзажиста В. К. Пурвита. Тогда же начал участвовать в выставках. Его этюд со 2-ой выставки латышских художников в Риге был приобретен Рижским художественным музеем.

В 1914 сблизился с вернувшимся из Парижа Язепсом Гросвальдом (учеником Холлоши и ван Донгена), что дало Древину возможность познакомится с современными модернистскими тенденциями в живописи. Гросвальд и Древин вместе с Карлом Иогансоном, Валдемаром Тоне и Конрадом Убансом создают объединение молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок».

В 1915 в связи с началом первой мировой войны и угрозой оккупации Древин с семьёй, как беженцы, покинули Ригу и вскоре обосновались в Москве. В сентябре художник участвует в выставке латышских художников в пользу беженцев в Петрограде в галерее Н. Е. Добычиной, в этом же году становится членом общества «Бубновый валет». После Октябрьской революции в течение года руководил художественной студией для латышских стрелков при Национальном латышском комиссариате, где, в частности, встретился со своим товарищем по «Зелёному цветку» Карлом Иогансоном.

Александр Древин. Портрет Надежды Удальцовой.

В первые послереволюционные годы Древин был замечен Малевичем, а Владимир Татлин предложил Древину работу в Отделе изобразительного искусства Наркомата просвещения. В 1920 женился на художнице Надежде Андреевне Удальцовой и год спустя у них родился сын Андрей. В том же 1920 был приглашен на должность профессора ВХУТЕМАСа, где преподавал на протяжении десяти лет до самого закрытия Института. После этого Древин отошёл от преподавания и занимался только живописью, войдя в 1931 году в состав художественной группы «Тринадцать».

С 1929 по 1932 неоднократно бывал на Алтае и в Восточном Казахстане. Работы алтайского цикла были показаны на выставке группы «Тринадцать» в 1931 и вызвали негативные отклики в прессе. В 1932 на выставку «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ отбирают семь картин, но в экспозиции остаются только две.

В 1934 и 1935 Древин и Удальцова совершили творческую поездку в Армению. Рисунки и картины, выполненные в путешествии, экспонировались на специально организованной выставке в Государственном культурно-историческом музее Еревана. В 1936 получил командировку от общества «Прометей» в латышский колхоз им. Я. Рудздтака, где выполнил серию рисунков и живописных работ. В 1937–1938 неоднократно бывал на Мологе.

17 января 1938 Александр Древин был арестован органами НКВД в рамках сфабрикованного дела о заговоре латышских стрелков и после непродолжительного расследования приговорен к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность». 26 февраля 1938 года Древин был расстрелян на Бутовском полигоне. При аресте его жена спасла картины художника от конфискации, выдав их за свои. Реабилитирован 30 октября 1957 года за отсутствием состава преступления.

Александр Древин. Армения. Дорога в Норк.

В ранний период творчества Древин в поисках собственного стиля писал работы в духе импрессионизма и примитивизма, создавал беспредметные композиции, отмеченные влиянием лучизма М. Ф. Ларионова, и геометрические абстракции. Творческая индивидуальность художника выразилась в лирических портретах и пейзажах, написанных в насыщенно-тёмной красочной гамме, широкими и динамичными густыми мазками. Их отличает повышенная эмоциональность, взволнованность, подчас пронзительное чувство тревоги. Попытки создать востребованную эпохой «тематическую картину» на сюжет из жизни рабочих или крестьян воплотились в серии «Приволжский колхоз», близкой по стилистике к экспрессионизму.

Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее современного искусства в Салониках (Греция), Государственном художественном музее в Риге, в музее в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США), Музее Людвига в Кёльне и ряде частных коллекций.

Александр Древин. Быки.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий