Menu

Биография и картины Александра Житомирского

Житомирский Александр Соломонович (1907 – 1993)

Александр Соломонович Житомирский – советский художник-график, мастер фотомонтажных карикатур, политических и рекламных плакатов, афиш. Участник республиканских, всесоюзных, международных выставок в сатирического рисунка. Член Союза художников СССР, член Союза журналистов СССР. Заслуженный художник РСФСР (1967), Народный художник РСФСР (1978).

Учился в художественной студии А.Д. Силина в Ростове-на-Дону, затем в Москве в Центральной студии АХРР, где его наставником был И.И. Машков. С 1927 по 1929 посещал занятия во ВХУТЕМАСе в группе В.А. Фаворского, которого всю жизнь считал своим главным учителем.

Жил в Москве, работал в редакциях газет и журналов, с 1930 – постоянный карикатурист в газетах «Труд», «Рабочая газета». Был главным художником журнала «СССР на стройке», позднее – журнала «Советский Союз». Сотрудничал с издательством Рекламно-Информационного Бюро АЭРОФЛОТА. Автор плакатов для «Экспортфильма» и «Интуриста. Создал серии плакатов: «Великая Отечественная война» (1947–1967), «Загнивающий империализм» (1970–1972).

Александр Житомирский. Иллюстрация к рассказу М. Подобедова «Первый шаг». Журнал «Рост».

Александр Житомирский родился в Ростове-на-Дону в семье аптекаря. Его отец рано умер и будущий художник вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь. С 13 лет занимался в художественной студии Александра Дмитриевича Силина, а в 1924 окончил Ростовское художественное училище.

С  1926 года Житомирский  жил  в  Москве, где рисовал карикатуры, плакаты, экспериментировал в области фотомонтажа и коллажа. С 1925 по 1929 учился в Центральной студии Ассоциации художников революционной России у Ильи Машкова. В 1930 заочно окончил Высший художественно-технический институт в Москве, где его наставником был Владимир Андреевич Фаворский.

С 1930 работал карикатуристом в газетах «Труд», «Рабочая газета», рисовал плакаты для «Экспортфильма» и «Интуриста» и был главным художником журнала «СССР на стройке». Примерно тогда же познакомился с творчеством Джона Хартфилда, оказавшего решительное влияние на выбор техники фотомонтажа в качестве основного творческого метода. Позже Хартфилда о нём сказал:

«Искусство Александра Житомирского партийно. Следовательно, вся его деятельность сводится к поддержанию мира на земле, развитию народов на нашей прекрасной планете. Бодлер в своих «Цветах зла» в стихотворении, посвященном Домье, писал: «Всегда, когда его острый карандаш Бичует мир зла и поражает его, Во всей красе раскрывается его сердце». Это относится также и к творчеству Житомирского. Оно излучает, как и его личность, красоту и тепло большого сердца, бьющегося для счастья и благополучия человечества.»

Сам Житомирский всегда отмечал Хартфилда как художника, наиболее повлиявшего на его работу, хотя лично они познакомились лишь в 1957 году.

Александр Житомирский. «Андрей не отставал от Ставрова». Иллюстрация к рассказу М. Булавина «Девятый вал».

В годы Великой Отечественной войны Житомирский рисовал сатирические плакаты, обличающие фашизм. Сотни его рисунков, карикатур, фотомонтажей опубликованы в отечественных и зарубежных печатных  изданиях. Более 20 персональных выставок Житомирского состоялось в городах Советского Союза, Чехословакии, Турции, Франции, Канады, Германии.

С 1947 года рисовал политические плакаты и дружеские шаржи на известных деятелей культуры и спорта. В 1950 стал главным художником журнала «Советский Союз», занимал эту должность более 30 лет. За оформление книг и журналов удостоен 23 дипломов. За серию политических плакатов ему была присуждена премия Союза журналистов СССР и вручена медаль «В защиту мира» Фонда мира СССР. Многие годы Житомирский был председателем секции художественной печати Московской организации Союза журналистов СССР.

В 1952 в Москве состоялась первая персональная выставка Александра Житомирского «Долой поджигателей войны!», а в 1961 в Берлине состоялась выставка «В борьбе едины», на которой работы Житомирского экспонировались с произведениями Джона Хартфилда, Антонина Пельца и Мечислава Бермана.

В 1983 году в Москве в издательстве «Плакат» вышла книга А.А. Житомирского «Искусство политического фотомонтажа».

Умер Александр Соломонович в 1993 году. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Александр Житомирский. Она решила немного отдохнуть.

 «Одни считают моей основной профессией фотомонтаж, другие – оформление книг и журналов, так как я подготовил немало книг и вот уже около тридцати лет оформляю журнал «Советский Союз». Но мне думается иначе, полноту творческого счастья я испытываю, когда в незнакомом городе рисую древнюю улицу или человека, с которым только что разговорился. Рисую в городах, сёлах, у моря. Запах моря, шум городских улиц, сельская тишина, ветер и солнце заполняют меня до отказа… Для меня существует только то, что я вижу, слышу, вдыхаю…»

Сегодня работы Александра Житомирского хранятся в коллекциях Национальной галереи искусств и Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, в Музее немецкой истории в Берлине, в ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.

Александр Житомирский. Навязчивые идеи Нортона.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий