Табенкин Илья

Девочка с косичками
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт №1
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт №2
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт №3
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт №4
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт №5
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт №6
Автор
Табенкин Илья
Время
1960-е годы
Материал
Бумага, пастель
Натюрморт
Автор
Табенкин Илья
Время
1975 год
Материал
Холст, масло
Размеры
60х70 см
Нике
Автор
Табенкин Илья
Время
1981 год
Материал
Холст, масло
Размеры
46х75 см
Театр
Автор
Табенкин Илья
Время
1972 год
Материал
Холст, масло
Размеры
75х70 см
Без названия
Автор
Табенкин Илья
Время
1970-е годы
Материал
Холст, масло
Размеры
65х80 см

Табенкин Илья Львович

(1914–1988)

 

Илья Табенкин родился в 1914 году в Мозыре, недалеко от Минска в семье белорусских евреев. В 1924 году семья переехала в Москву, где по окончании школы в 1931 г.

Табенкин поступает учиться в Московское художественное училище 1905 года. Одним из учителей будущего художника был М.К. Соколов, интересный мастер, близкий кругу «Маковца», чья сдержанная манера оказала на Табенкина глубокое влияние, проявившаяся намного позже, в работах семидесятых годов.

Учеба была прервана вполне традиционным для того времени образом: в 1934 году Илья Табенкин был арестован фактически ни за что. После заключения он был выслан в Казахстан, где находился и во время войны.

В это же время в Самарканд был эвакуирован Московский художественный институт им. Сурикова, что позволило Табенкину поступить в него и продолжить свое художественное образование. Этому также способствовала активная творческая среда, которая существовала здесь в это тяжелое время: В. Фаворский, А. Лабас, В. Уфимцев, А. Осьмеркин и многие другие художники.

В 1949 году Илья Табенкин оканчивает художественный институт, в 1951 г. вступает в Союз художников СССР. Для получения необходимого заработка Табенкин работает для художественного комбината, обеспечивающего художников социальными заказами.

В конце 60-х гг. художник постепенно отказывается от традиционного стиля и создает формалистические работы, где на первое место выходит эмоциональное переживание, близкое к мистическому, видение мира. Не форма, но цвет.

В 1968 г. наряду с К. Фридманом, В. Попковым и Е. Расторгуевым Илья Табенкин участвует в выставке «Группы шестнадцати». Тем не менее, художник не был вхож в те круги, где зарождалось нонконформистское искусство:

Вырастает его интерес к экспрессивным возможностям натюрморта. За десять лет он написал их множество, и понял, что посредством натюрморта он может передать бесконечное множество чувств.

Несомненно, прямое раскрытие семантики натюрморта как отражения универсума, разрабатываемое в то время Табенкиным, Вейсбергом и Краснопевцевым, идет из двадцатых годов ХХ века – в частности, от работ Джорджо Моранди.

В начале 70-х гг. случился настоящий прорыв: Илья Табенкин перестал писать натюрморты с готовых предметов: он начал создавать их сам. Из огнеупорной глины, гипса, папье-маше он делал сотни фигурок людей, животных, различные предметы и помещал их в пространство, созданное им на столе в своей мастерской.

Работы, на которых большие и малые формы встроены в неглубоком пространстве, несомненно, обретают новую конструктивность, подлинную архитектонику, которой не было в искусстве Табенкина прежних лет. Глиняные фигурки – яркое воплощение метафор о сотворении человека в Старом Завете.

Сам Илья Табенкин в полной мере ощущал, что он состоялся как художник. Вторая выставка «Группы шестнадцати» в 1975 г. убедила его в правильности выбранного пути. После выставки он целиком сосредоточился на натюрмортах, создав необыкновенный «Мир Табенкина»: красочные поверхности отличаются изысканностью и красотой.

Широкие спокойные мазки, манера наложения краски, возможно, напоминают фрески, а также исключительное ощущение минеральной природы пигмента, воплощающие мечту Табенкина о Джотто и Мазаччо.

1988 год стал для художника одним из самых радостных: он был единственным художником своего поколения, участвовавшим в эпохальном московском аукционе «Сотбис». Много было сказано о нем в фильме Би-Би-Си о новом русском искусстве.

В конце 1988 года художника не стало.