Menu

ЮЛО СООСТЕР.К 100-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО СЮРРЕАЛИСТА

17 октября – 1 декабря 2024

К 100-летию московского сюрреалиста Юло Соостера (1924 – 1970) галерея Веллум представляет выставку, посвященную его творчеству. Главную часть экспозиции составляют графические и масляные работы важнейшего представителя московского неофициального искусства, созданные им в 1960-е годы.

На выставке представлены произведения из коллекций из коллекций Музея AZ, Любови Агафоновой, Тенно-Пента Соостера, Аллы Малаховской, Дениса Хемиляйне, Игоря Маркина, Вадима Гинзбурга.

В рамках проекта показываются как иллюстрации художника, – он оформил и проиллюстрировал около 80 книг для девяти московских издательств; так и эскизы к мультипликационным фильмам: «Стеклянная Гармоника» (1968) и «Внимание! Волки!» (1970).

Юло Соостера называют одним из основателей московского концептуализма. А еще – наиболее европейским из всех советских шестидесятников: эстонское происхождение дало художнику доступ к западной культурной и философской базе, который он умело использовал, создавая лучшие произведения в Москве.

Художник с холодным именем ÜLO SOOSTER никогда не подписывал свои листы кириллицей – он писал длинное протяжное блюзовое «üüü», похожее на длинные ветви можжевельников, пришедшие из северных сказок. Как мантру, изображал он можжевельник – «героя» преданий и постоянный атрибут древнего пейзажа. Усовершенствовал хаотичные ветки, переводил в иероглифы иголки хвойника, пытаясь донести до неба не до конца осознанные стремления. Его можжевельник приобретал формы геометрических фигур, протяжных, как колючая лагерная проволока; он раскрашивал их в неестественные для природы синие, цвета фуксии, колоры, оставлял скудно-черными, как погасшие глаза старухи, или вдруг всплескивал многоцветными сполохами, всякий раз продолжая никогда не прекращающийся диалог с надмирным. Второй гуманитарной любовью Соостера был шумерский миф о сотворении мира из яйца. Образ космоса, бесконечной вселенной, загадки которой всегда волновали художника.

Автор и куратор проекта Любовь Агафонова проводит выставки и издает книги, посвященные творчеству этого художника на протяжении уже многих лет: «Соостер – эдакий мужчина северной Эдды, языческий воин с холодным сердцем европейца, живущего в замкнутом пространстве между морем, за лесом, там, где вокруг какие-то непонятные иные, будто из едва уловимого в волшебной сказке – отголоске мифа, хранящего память о прежней Родине, за далекими планетами, куда и посмотреть нельзя. Оттуда эти яйца, египетские тайные знания, смыслы…Оттуда эти можжевельники, какие-то удивительные конусообразные деревья, абсолютно фантастические в своей геометрии, оттолкнувшиеся от футуризма, предреволюционной пластики в русском искусстве начала ХХ века».

Юло Ильмар Соостер родился 17 октября 1924г. на острове Хийумаа в эстонской деревне Юхтри в семье крестьян. Окончил Государственный художественный институт в Тарту. Был репрессирован в 1948г. вместе с группой однокурсников. Инкриминирована попытка захвата самолета. Приговорен к 10 годам, срок отбывал в Долинке (Карлаг). Работал пожарником, столяром, потом художником. Портреты Соостер зэков делал тайком, при обысках их нередко находили и швыряли в печку. Иногда рисунки, хоть и обгоревшие, удавалось спасти. Освобожден и реабилитирован в 1956 г. Жил в Москве. Юло Соостер — участник скандально известной выставки, посвященной 30-летию МОСХа, в Манеже (1962). Юло Соостер умер от инсульта в октябре 1970 года в своей мастерской на Сретенском бульваре. Ему было всего 46 лет.

Благодарим Маргариту Соостер и Виктора Музыку.

Креативный куратор: Кирилл Преображенский

Стратегический партнер: Литературный Клуб Фонда поддержки отечественной литературы

Добавить комментарий