Menu

21.09.2016 Российская Академия Художеств — Галерея искусств Зураба Церетели. Открытие выставки «Александра Коновалова. Возвращение. Акварели Серебряного века».

 

 

Российская Академия Художеств

 

Российская Академия Художеств

Галерея искусств Зураба Церетели

Галерея «ВЕЛЛУМ»

 

Открытие 21 сентября 2016 г. в 19:00

Даты проведения выставки 21 сентября -26 октября 2016 г.

(Пречистенка, 19, Зал 3В)

В рамках открытия состоится премьерный показ фильма «Берег лучших миров» – о творчестве и судьбе художника Александры Коноваловой (автор идеи: Любовь Агафонова)

 

Выставочный проект «Александра Коновалова. Возвращение» пройдёт с 22 сентября по 26 октября 2016 в залах МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели. Зрителям будут представлены около 40 работ 1900-1910гг. уникального художника Серебряного века Александры Коноваловой из собрания галереи «Веллум».

Также в рамках проекта будет показываться фильм-фабула «Берег лучших миров», рассказывающий о творчестве и судьбе Александры Коноваловой, в котором авторам удалось очень искренне передать лиричность, утонченность творческой натуры героини, и в то же время представить абсолютно документальную историю жизни конкретного человека в рамках определённого исторического периода и в окружении его произведений.

 

Коновалова Александра. Дионис и Ариадна. 1900-е
Коновалова Александра. Дионис и Ариадна. 1900-е

 

Нам отлично известны многие имена эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель и Александр Бенуа, Вячеслав Иванов и Анна Ахматова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн.

В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, однако создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем их современники, именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.

Александра Коновалова родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, четырнадцатилетней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.

 

Коновалова Александра. Веют липы сладко. 1900-е
Коновалова Александра. Веют липы сладко. 1900-е

 

«В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель… Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна», – считает искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум».

Врубель – не единственный гений, оставивший отголосок в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Виктора Борисова-Мусатова. Частые персонажи её полотен – скучающие дамы в кринолинах, – излюбленные героини многих молодых творцов тогдашней эпохи. Поэты и художники с упоением использовали повествовательный, литературный мотив в своих произведениях, черпая вдохновение в эпосе или Евангельском сюжете. Акварели Коноваловой – целиком порождение и лицо русского символизма.

  

Коновалова Александра. Ожидание. 1900-е
Коновалова Александра. Ожидание. 1900-е

 

На выставке будут представлены художественные произведения Коноваловой, написанные, в основном, на рубеже 1900–1910-х гг. Любовь Агафонова так говорит о работах этого времени: «Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»). К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»)».

Завершают ретроспективу акварели, которые Александра Сергеевна создавала, живя на Чукотке в 1930-е годы. Художница и здесь продолжает своё мифотворчество, возвращаясь к излюбленным мотивам начала века. Изображая танец шаманов («Обрядовый танец»), она заворожена не только красками Чукотской земли, но и людьми, живущими в ирреальном, таинственном мире. Земли, где и камень, и ездовая собака равно наделены мистической силой, и влияют на судьбу сегодняшнего дня и проистеканию жизни Вселенной в одинаковой степени. Этот живой мир-сон созвучен мироощущению Александры Коноваловой, и так ею любим и близок.

  

Александра Коновалова. Фотография. 1900-е годы.
Александра Коновалова. Фотография. 1900-е годы.

 

Обстоятельства жизни Александры Коноваловой до сих пор не до конца изучены. Из творческого наследия мастера до нас дошли только акварели, – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры.

Выставочный проект «Александра Коновалова. Возвращение» и фильм «Берег лучших миров», – это часть огромной исследовательской работы, которую проводит галерея «Веллум», открывая многие, ныне забытые имена художников первой половины 20 века.

Место проведения выставки: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 19 (Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств — «Галерея искусств Зураба Церетели»), корпус 3-Б, выставочные залы №№ 105, 106.

Режим работы выставки: вторник – четверг, суббота, воскресенье с 12 до 20 часов, пятница с 12 до 22 часов; выходные дни: понедельник и выпадающие на срок экспонирования выставки государственные и праздничные дни.

 

Добавить комментарий