Menu

Биография и картины Алексея Щусева

Щусев Алексей Викторович (1873 – 1949)

Алексей Викторович Щусев – выдающийся русский и советский архитектор. Создатель и директор Музея архитектуры в Москве. Много лет был ведущим архитектором Советского Союза и внес огромный вклад в разработку методов реставрации поврежденных временем зданий. Его работы легли в основу «русского модерна» в архитектуре.

Обучался в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств: архитектуре – по классу профессора Леонтия Николаевича Бенуа, живописи – у Ильи Ефимовича Репина. За дипломный проект «Загородная усадьба» был награждён пенсионерской поездкой в Европу.

До революции проектировал в национальном стиле, зарекомендовал себя выдающимся мастером храмового зодчества и гражданской архитектуры. Во времена СССР спроектировал большое количество сооружений в Москве, в том числе Мавзолей, Казанский вокзал, и гостиницу «Москва». Кроме того, по его проектам строились жилые и правительственные здания, мосты и гостиницы.

Действительный член Императорской Академии художеств, академик архитектуры. Академик АН СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий.

Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов.

Алексей Щусев родился 26 сентября 1873 года в Кишинёве в дворянской семье. Его отец — Виктор Петрович Щусев, был надворным смотрителем, служащим в земстве, а затем смотрителем богоугодных заведений. С детства он любил рисовать, много чертил, копировал из журналов репродукции, срисовывал фотографии, изучал памятники зодчества. За свои рисунки он получал награды и похвальные листы.

В 18 лет Щусев поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он учился в мастерской архитекторов Григория Котова и Леонтия Бенуа, а также посещал живописные классы Ильи Репина и Архипа Куинджи, где получил основательную профессиональную подготовку. С 1894 по 1897 годы Щусев сделал детальные обмеры древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир и Биби-Ханым. Впечатления, полученные от красочного древнего искусства Средней Азии, сыграли большую роль в дальнейшей работе мастера.

В 1897 году Щусев окончил академию. Его дипломный проект «Барская усадьба» был оценен самым высоким баллом. Проекту присудили Большую золотую медаль, и Щусев получил право на заграничную командировку. Два года Щусев провел за границей: в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, Тунисе, снова в Италии, Франции, Англии, Бельгии. Из его рисунков этого периода была составлена отчетная выставка, получившая одобрительный отзыв Репина.

Вернувшись в Россию, он оказался в трудном финансовом положении: на кафедру Академии его не брали, в подмастерья к маститым зодчим он идти не хотел, а самостоятельным востребованным архитектором стать без связей было почти невозможно. Помог Щусеву Григорий Котов — дал первый небольшой заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Увлекшись древнерусским зодчеством и искусством, он поступил на службу в канцелярию Священного Синода и стал его официальным архитектором.

Алексей Щусев. Эскиз к конкурсному проекту здания Казанского вокзала в Москве.

Первыми работами Щусева на архитектурной ниве были проекты восстановления храмов – в некоторых случаях практически из руин. За разработанную методику реставрации в 1910 году Щусеву присвоили звание академика. В ее основе лежал научный подход к вопросу, тщательные измерения и расчеты. Также император наградил его орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство. В последующие годы Щусев занимался как проектами создания храмов, так и светскими работами.

Московский период жизни Щусева начался с победы в 1911 году на конкурсе проектов для Казанского вокзала. Вокзал строился на протяжении почти трех десятков лет. Разумеется, Щусеву пришлось перебраться в Москву. В 1913 году Щусев представил в Министерство путей сообщения детальный проект вокзала, в котором соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В центре композиции была многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике в ансамбле Казанского кремля. На ее шпиле находился мифический змей Зилант — символ древней Казани.

В 1918 году по заданию советского правительства Алексей Щусев в паре с Иваном Жолтовским приступили к проекту реконструкции Москвы — «Новая Москва». Щусев предложил максимально сохранить исторический центр, расширить границы города, построить магистрали, площади и набережные. Но городские власти проект раскритиковали: планировалось сносить многие религиозные памятники. Реконструкцию города поручили более сговорчивым архитекторам.

В 1922 году Щусев был назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, она была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Щусев перестроил здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности, руководил строительством 225 зданий выставки. С 1922 года Щусева назначили председателем Московского архитектурного общества.

Алексей Щусев. Проект деревянного мавзолея В.И. Ленина.

В 1924 году ему поручили создать проект Мавзолея Ленина. Деревянный мавзолей по проекту Щусева построили за четыре дня. Здание представляло собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Позднее именно Щусеву доверили строительство второго деревянного мавзолея и третьего, каменного.

«Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженого. Мне говорят, что я должен сделать мавзолей выше Василия Блаженого. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так».

Эта не самая выдающаяся его работа в дальнейшем спасла Щусева от репрессий в 1937 году и даже позволила помочь многим деятелям культуры, чья судьба сложилась не столь удачно. После этого Щусев стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране.

В 1933 году Щусеву, как члену Моссовета, поручили проинспектировать строительство гостиницы «Москва», которая стала одной из первых больших советских гостиниц. Первоначальный её проект был выполнен архитекторами Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном. Однако их концепция: сначала — конструктивистское здание, а затем — отразившее переходную стилистику от конструктивизма к ар-деко, не понравилась правительственным чиновникам. Моссовет предложил Алексею Щусеву возглавить стройку. Он согласился с условием, что не будет соавтором Савельева и Стапрана. В 1935 году гостиница «Москва» в стиле неоклассицизм приняла первых гостей.

В 1937 году отношение советских властей к Щусеву изменилось. Сначала на съезде архитекторов академик публично возразил председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. По мнению зодчего, неопытным молодым архитекторам необходимо давать небольшие заказы, а маститым — крупные проекты. Через два месяца в газете «Правда» появилась разгромная статья Савельева и Стапрана. Они обвиняли академика в антисоветских настроениях, плагиате, монополии на крупные проекты. По инициативе парткома Союза архитекторов СССР Алексея Щусева исключили из организации, отстранили от работы в мастерской и лишили всех государственных заказов.

Алексей Щусев. Эскиз к проекту здания КГБ на Лубянке.

Однако советской власти нужны были опытные архитекторы, и поэтому всего год спустя Щусева восстановили в должности. Советское правительство не скупилось на награды: три постройки Щусева — каменный мавзолей в Москве, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, здание оперы и балета в Ташкенте — были отмечены Сталинскими премиями. Архитектора также наградили орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.

В 1940 году начал еще один крупный проект – реконструкцию здания НКВД на Лубянке. Во время Великой Отечественной войны разработал проект реконструкции города Истра, Пулковской обсерватории в Ленинграде, участвовал в разработке генерального плана реконструкции и восстановления Новгорода, Кишинева, Сталинграда, Минска и т.д. В 1946 года Щусев организовал Государственный научно-исследовательский музей архитектуры и стал первым его директором.

Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская», отражающая торжество победы над фашизмом. Это крупномасштабная станция, вписанная в цилиндрический тюбинг самого большого диаметра. Достроенный уже после смерти автора подземный вестибюль с мозаичными панно по эскизам П. Д. Корина, был выполнен с несколько утрированным рельефом декора, что не соответствовало проекту Щусева.

Умер Алексей Щусев 24 мая 1949 года. Похоронили архитектора на Новодевичьем кладбище. За строительство станции метро «Комсомольская» его посмертно наградили четвертой по счету Сталинской премией.

Алексей Щусев. Проект восстановления города Истры.

В Кишинёве в честь Щусева названа одна из центральных улиц города. В доме, где родился и вырос архитектор, сейчас расположен музей, в котором хранятся его личные вещи, фотографии и документы. В память об Алексее Щусеве в Москве установлена мемориальная доска на доме, где он жил с 1939 по 1949 годы (Ленинский проспект, 13).

В 1980 году во дворе Центрального дома архитектора (Гранатный переулок, 7) установлен памятник А. В. Щусеву (скульптор И. М. Рукавишников, архитектор Б. И. Тхор). Имя А. В. Щусева носит музей архитектуры в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов бывшего Советского Союза: Великий Новгород, Киев, Луцк, Бельцы, Рыбница, в 2016 году в Москве появилась улица Архитектора Щусева.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий