Menu

Биография и картины Бориса Свешникова

Свешников Борис Петрович (1927 – 1998)

Борис Петрович Свешников – русский живописец, график, книжный иллюстратор. Относится к неофициальному советскому искусству. Принадлежит к поколению шестидесятников. С 1958 член Союза художников СССР.

Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, который так и не окончил, так как в 1946 году был репрессирован за антисоветскую пропаганду и отношение к группировке, планировавшей покушение на Сталина, за что был отправлен на 8 лет в лагеря. Реабилитирован в 1956 году. Известен, прежде всего, своей «лагерной сюитой» или «Гулаг-артом», которая произвела сенсацию на одноименных выставках «творчества в лагерях и ссылках».

Главный труд Свешникова — цикл лагерных рисунков 1950-1960-х годов. Именно в так называемой «Лагерной сюите», серии рисунков, созданных в заключении, определились главные темы и художественный строй искусства Свешникова. Позднее к ним прибавился графический цикл Альбом для рисования.

Живописные работы художника Полёт (1958), Мастерская гробовщика (1961), Поминки (1965), Цветник тления ( 1982), Посмертное свидание (1989), У входа (1990) тяготеют к своеобразному неоромантизму и чаще всего напоминают сны или видения иного мира.

Борис Свешников. Пейзаж.

Борис Свешников родился 1 февраля 1927 года в Москве. Учился в Институте прикладного и декоративного искусства, но ему так и не было суждено его окончить.

9 февраля 1946 Свешников вышел из дома и направился в керосиновую лавку, но по пути был задержан и арестован по обвинению в участии в террористической группе, готовящей покушение на Сталина. Одним из участников этой сфабрикованной КГБ группы был художник Лев Кропивницкий, вместе с которым Свешников учился.

Первый год художник провел год в тюрьме, затем он был направлен в Ухтижемлаг (республика Коми), где он работал в одной бригаде со Львом Кропивницким. Продержавшись два года в лагерных невыносимых условиях, Борис Свешников оказался между жизнью и смертью: организм начал сдаваться. Истощенного, изможденного его списали из числа трудоспособных и выслали в больницу вместе с другими «доходягами».

…Я сейчас работаю в бригаде, снова подвержен страданиям холода и голода. Но самое плохое это то, что у меня на почве малокровия или авитаминоза не заживают раны на теле. Малейшая царапина превращается в болезненную гнойную язву. Сейчас я уже около полумесяца хожу с перевязанными руками, покрытыми незаживающими язвами. Но это ведь ничего, я все равно пронесу через все лишения и испытания святой огонь искусства, который зажжен у меня в душе. Приезжайте ко мне летом и заберите все мои рисунки, книги и репродукции, которые я храню…

Из письма Бориса Свешникова родным, 10 марта 1948 г.

Борис Свешников. Хоровод. Из серии лагерных рисунков.

Позже художника перевели в инвалидный лагерь Ветлосян, где Свешников был назначен ночным сторожем в деревообделочный цех, при котором была художественная мастерская. Там у него была возможность рисовать, и началась «лагерная сюита» — серия лагерных рисунков.

В 1954 году, отбыв срок, Свешников прожил два года в Тарусе. В 1956 его реабилитировали, и тогда художник, наконец, вернулся в Москву. В столице быстро присоединился к кругу художников-нонконформистов.

С 1958 был членом Союза художников СССР. В этом же году он впервые экспонировал свои работы на выставке «ЭКСПО-58» в Брюсселе. В 1959 принял участие в 5-й выставке произведений молодых художников Москвы, в 1961 — в выставке произведений московских художников в Народном театре в Тарусе. С 1969 года Свешников активно принимал участие в групповых выставках по всему миру, представлял и свои персональные экспозиции.

С 1960-х Борис Петрович плодотворно работал для Гослитиздата, создав множество иллюстраций к произведениям Гёте, Гофмана, Андерсена, братьев Гримм, Метерлинка, Паустовского и других авторов.

Умер Борис Свешников 6 октября 1998 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Борис Свешников. Скала и дерево. Из серии лагерных рисунков.

Восемь лет, которые молодой художник провел в тюрьмах и лагерях, непосредственным образом отразились не только на его характере и отношении к жизни, но и на его творчестве. Главным его произведением явился огромный цикл лагерных рисунков. Тонким, каллиграфически-точным штрихом написаны снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников.

Это некая потусторонняя «гофманиада», пребывающая в вечном магическом трансе и в то же время – в вечной мечте о недосягаемой свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах. К этой сюите, созданной в основном в 1950-1960-е годы, позднее прибавился графический цикл Альбом для рисования, еще более фантастико-гротескный и в меньшей степени связанный с гулаговскими реалиями.

Творческое наследие художника насчитывает сотни рисунков, холстов, оформительских работ. Множество работ Свешникова, включая внушительную часть «лагерной сюиты», содержатся в различных крупных музейных и частных коллекциях мира, среди которых Музей русского искусства в Джерси-сити и Музей Циммерли университета Рутгерса (штат Нью-Джерси, США), а также в собрании общества «Мемориал», Государственном центре современного искусства и других коллекциях.

Борис Свешников. Без названия.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий