Menu

Биография и картины Ефросинии Ермиловой-Платовой

Ермилова-Платова Ефросинья Федосеевна (1895 – 1974)

Ефросинья Федосеевна Ермилова-Платова – советский живописец, театральный художник, художник-график, соединила конструктивистское восприятие пространства с влияниями символизма. Училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов, в школе живописи и рисования К.Ф. Юона и И.О. Дудина, в студии И.И. Машкова и А.И. Мильмана. Своими учителями считала также Н. Гончарову, М.Ларионова, М.Волошина, А.Экстер.

Ефросинья Ермилова-Платова. Прогулка на лыжах.

Ефросинья Ермилова-Платова родилась 27 февраля 1895 года в селе Каменка Таврической губернии (ныне Херсонская область) и всё детство провела в Крыму. Начала рисовать на втором году учебы в Херсонской гимназии в возрасте одиннадцати лет под влиянием выставки Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова и братьев Бурлюков в Херсоне. А уже в 1910 году дебютировала на выставке херсонских художников с картинами «Гиацинт» и «Натюрморт с лампой».

В 1914 году Ефросинья уехала в Москву, где поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Московского университета. С 1914 по 1916 занималась рисунком в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина, а с 1917 по 1918 посещала студию И. Машкова.

В 1919 организовала музей, студию и плакатную мастерскую в Никополе, а затем, в том же году вернулась в Крым, где работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда. Оформляла спектакли оперной студии Кастальского в Ялте и постановки московских театров, занималась монументально-декоративным искусством (в 1923 участница оформления ряда павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки).

Ефросинья Ермилова-Платова. Верблюд на улице.

C 1919 принимала участие в выставках, в их числе: выставка херсонских художников в 1919 году, выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде в 1932 году, выставка в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Ф. Платовым в 1934 году, а также многих персональных выставок.

В 1921 вернулась в Москву, где два года спустя вышла замуж за художника Федора Федоровича Платова. Под руководством А.А.Экстер работала над цветовым оформлением 1-й всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве в 1923 году.

С 1923 по 1933 жила и работала в поселке Томилино вместе с мужем, а также с С.Я. Адливанкиным, И.Г. Фрих-Харом и другими. Писала пейзажи, портреты. Создала графические серии работ на бытовые темы, темы Великой Отечественной войны, цирка и так далее.

В 1932 году вступила в МОСХ. В то время пользовалось известностью портретное искусство Ефросинии Ермиловой-Платовой, но из-за нежелания писать портреты вождей, а также по обвинению в формализме художница была исключена из МОСХа, а в 1949 году была исключена из Союза художников. С 1945 года работала в технике аппликации.

Умерла Ефросинья Федосеевна 23 декабря 1974 года в Москве.

Ефросинья Ермилова-Платова. Берег реки.

Из книги «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Ольги Осиповны Ройтенберг:

«Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой — надежное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» — ее координаты. «В детстве ухаживала за цветами». Цветы — полевые, садовые, экзотические — позже доминирующий мотив ее натюрмортов. «Красота Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь в бури и тихую погоду запечатлелись на всю жизнь». Слово «запечатлелись», по-видимому, точное. Вряд ли писала она свою Каменку на Днепре впрямую с натуры, весной и летом из года в год. Похоже, что шла по развилкам памяти, как бы обретая вновь и вновь ощущение себя в распахнутом просторе воды, степи и неба. Пространство, обладающее собственным притяжением, ее пространство соткано из «летучей материи»— сгущения и разряжения света, и организовано «линиями, выражающими четкую ясность деталей и легкую расплывчатость пейзажа». Идеал художника: «Линия японцев… Она может быть твердой, как металл, и мягкой, как пух. Она передает спокойное равновесие и стремительное движение. Линия держится в плоскости и в объеме.»

Для произведений художницы характерны эмоциональная насыщенность, эскизная манера письма, яркость, сочность красок, широта палитры. Многие из её картин кажутся неоконченными, эскизными, ибо даже в преклонные годы у художницы не было успокоенной «взрослости», творческой завершённости.

Ефросинья Ермилова-Платова. Елатьма.

Работы художницы хранятся в ГТГ, Художественном музее Никополя, Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим», творчество Ермиловой-Платовой представлено во многих музейных собраниях, в том числе в ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других.

Ознакомиться со всеми работами художницы, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий