Menu

Биография и картины Ростислава Барто

Барто Ростислав Николаевич (1902 – 1974)

Ростислав Николаевич Барто — известный русский и советский художник, живописец и график, мастер пейзажа. Писал портреты, жанровые и тематические композиции, этюды обнаженной натуры. Одной из главных тем в работах Барто были женские образы, которые он писал на протяжении всей жизни, в основном в технике монотипии.

Учился в Москве в Госкиношколе у А. В. Кулешова, во ВХУТЕМАСе на графическом факультете у В. А. Фаворского, Н. Н. Купреянова, И. И. Нивинского, П. Я. Павлинова и на живописном факультете у А. В. Шевченко. В 1930 защитил дипломную работу — картину «Сбор чая».

Автор таких произведений, как «Постройка новой чайной фабрики в Чакве» (1930), «Красный обоз в Дагестане» (1932), «Колхозный базар» (1936), «Партизаны в горах» (1941–1942), «Девушка из Дербента» (1954), «Возвращение рыбаков» (1955), серии автолитографий «Каспий» (1958–1963).

Ростислав Барто. Речной простор.

Ростислав Барто родился в 1902 году в Москве в семье инженера Николая Ричардовича Барто. С детства увлекался искусством и музыкой, в 1920 году окончил Советскую трудовую школу 2-й ступени Городского района (бывшее Московское реальное училище Воскресенского).

В 1922 году поступил во ВХУТЕМАС. На графическом факультете Барто обучался литографии у Владимира Фаворского, офорту у Игнатия Нивинского, рисунок преподавал Петр Павлинов. В 1926 году Барто переводится на живописное отделение в класс Александра Шевченко. Встреча с учителем стала решающей для творчества Барто. Их сближало многое: позитивное мировосприятие, упорство в работе, сходное понимание роли искусства.  В 1929 они вместе совершают поездку на Кавказ, которая вдохновляет Барто на его дипломную работу «Сбор чая».

Молодой художник рано начинает выставляться — в 1926—1928 участвует в выставках «Цеха живописцев», с 1929 года в выставках творческого объединения «Бытие». В 1929 Барто принят в члены ОСТа и участвует во многих зарубежных выставках в Стокгольме, Берлине, Вене, где чаще всего его работы приобретаются музеями и коллекционерами.

Ростислав Барто. Восточный Крым.

В 1930-1933 более сорока раз участвовал в выставках, из них около тридцати за границей, даже на Международной, что для молодых было почти исключено. Однако после персональной выставки в 1933 году, прозвучала разгромная статья о формализме в живописи Барто и его учителе Шевченко, после чего его перестали выставлять в России и до 1938 года Барто участвует только в зарубежных выставках в Европе, Америке, Китае.

Про Ростислава Барто Осип Бескин писал следующее:

«Барто демонстрирует своим творчеством, что он живёт не только на отлёте, но как бы вне нашей действительности. Он создал свой мир, вернее протащил к нам чужой мир и через этот застывший мир чужих вещей и людей, превращённых в вещи, хочет преломить и нашу действительность».

Во время начала войны Ростислав Николаевич находился в Москве. В это время художник создаёт серию подмосковных пейзажей. Выполненные в тёмных тонах, наполненные особым внутренним напряжением работы Барто военного времени становятся одними из самых пронзительных произведений художника.

В годы Великой Отечественной он участвует в выставках «Пейзажи нашей Родины», «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» и Всесоюзной выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война».

Ростислав Барто. Серый день.

В послевоенное время он пишет несколько пейзажных циклов, много работает в темперной живописи и монотипии, создает циклы анималистических работ, портретов. Кроме того, Барто по-прежнему много путешествовал, участвовал в научных экспедициях, занимался биологией, минералогией, орнитологией.

К концу 1940-х Ростислав Барто решился попробовать силы в автолитографии. Он много рисовал, работал масляными красками, гуашью и акварелью, значительное место в его творчестве занимала монотипия.

В 1956 году состоялась последняя при жизни художника персональная выставка. С 1957 по 1958 художник трудился над большой серией крымских пейзажей. В последующие годы много работал в темперной живописи и монотипии, создавая циклы анималистических работ, портретов и пейзажей. Ближе к концу 1960-х годов Барто начал большую серию гротескных портретов, персонажами которых были иногда собирательные образы, иногда – переосмысленные и искажённые реальные лица художественных критиков, художников и литераторов.

Ростислав Барто. Портрет монголки.

В 1973 году Ростислав Николаевич снова приезжает на Кавказ, в Горячий Ключ. В это время он уже чувствует себя больным, много кашляет. Стиль его работы меняется: он пользуется в монотипии уже не маслом, а акварелью, что требовало большого технического мастерства, так как акварель высыхала мгновенно, и выполнение работ должно было быть более быстрым и точным.

Умер Ростислав Барто 1 июля 1974 года. Похоронили художника на Введенском кладбище в Москве.

В 1978 году прошла посмертная персональная выставка в выставочном зале на Беговой. При жизни художник принял участие в 101 выставке, большая часть которых прошла за рубежом.

Сегодня произведения Ростисава Барто входят в собрание крупнейших музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Дрезденского кабинета гравюры.

Ростислав Барто. Портрет молодой девушки в профиль.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий