Menu

Биография и картины Татьяны Бруни

Бруни Татьяна Георгиевна (1902 – 2001)

Татьяна Георгиевна Бруни – советский и российский театральный художник, график и педагог. Представитель самой продолжительной художнической династии: внучка архитектора и живописца Юлия Федоровича Бруни, правнучка художника Фёдора Антоновича Бруни — автора картины «Медный змей», росписи Исаакиевского собора и ректора Императорской Академии художеств.

Училась в Санкт-Петербургской школе поощрения художеств у А.Р. Эберлинга, затем поступила в ВХУТЕИН, где училась в мастерских О.Э. Браза и Н.Э. Радлова. Закончила обучение как художник-пейзажист, но делом ее жизни стал театр. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии второй степени.

Татьяна Бруни. Эскиз декорации.

Татьяна Бруни родилась 24 октября 1902 года в Санкт-Петербурге в семье профессионального музыканта Георгия Юльевича Бруни, который, в частности, давал уроки музыки Сергею Прокофьеву. В детстве занималась танцами, и поскольку вся её семья увлекалась театром, в детстве она постоянно посещала спектакли.

После обучения в гимназии Мушниковой, которая к концу обучения была уже преобразована в «единую трудовую школу», Татьяна Бруни получила художественное образование. Некоторое время она занималась в «детском классе» в Академии художеств у В. И. Шухаева.

С 1920 года она училась в художественной школе Общества поощрения художеств у А. Р. Эберлинга, затем в Петроградских свободных художественных мастерских — ВХУТЕИНе у О. Э. Браза, Н. Э. Радлова, В. И. Беляева, А. Л. Вахрамеева, К. С. Петрова-Водкина. В 1926 году Татьяна Георгиевна закончила обучение как художник-пейзажист, но делом ее жизни стал театр.

Татьяна Бруни. Балерины перед выходом на сцену.

Её первой театральной работой стало оформление в 1923 году балета С. С. Прокофьева «Мимолётности», поставленного в Петроградском институте ритма совершенного движения, который был небольшой концертной группой. Институт ритма, по сути, являлся одной из многочисленных, возникших в первые дореволюционные годы, балетных студий.

Работа художника здесь во многом определялась минимальными материальными возможностями студийного коллектива — спектакли шли, как правило, без декораций, задача художника ограничивалась, в основном, созданием костюмов. Костюмы, выполненные для Института ритма, как позже вспоминала Бруни, «были явно навеяны тогдашней балетной модой».

В двадцатые годы Бруни стала одним из художников «Молодого балета», созданного Георгием Баланчивадзе, будущим Джорджем Баланчиным. В 1932 году совместно с Г.Н. Коршиковым оформляет балет «Болт» в постановке Ф. Лопухова. Гротесковой, иронической музыке Шостаковича в полной мере соответствовало оформление, особенно костюмы, явившиеся прекрасным образцом русского авангарда.

Татьяна Бруни. Балет «Тщетная предосторожность».

В 1932 году в Детском оперном театре Бруни был оформлен совместно с Коршиковым «Севильский цирюльник», в Театре музыкальной комедии — «Ледяной дом» (1934). Дальше Бруни работала одна: «Черное домино» (1937), в Театре комедии — «Лестница славы» (1936), спектакли в театре-студии С. Радлова. Но наиболее значительной работой этих лет явилось оформление балета Гертеля-Доберваля «Тщетная предосторожность» в Малом оперном театре.

С конца 1930-х сотрудничала с Ленинградским хореографическим училищем. Преподавала в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Была автором оформления отдельных номеров и балетов в постановке Б.А.Фенетера, К.Ф.Боярского, К.Л. Голейзовского, К.М. Сергеева, Б.Я. Эйфмана, Л.В. Якобсона. С этими же балетмейстерами художница работала и в профессиональных театрах.

Татьяна Бруни. Эскиз к театральной постановке.

Во время Великой отечественной войны погиб на фронте её муж, в 1941 году она осталась в блокадном Ленинграде, зимой 1941-1942 годов от истощения умерли её отец и брат. Татьяна Георгиевна в тяжёлом состоянии была эвакуирована из Ленинграда в марте 1942 года и попала в Пермь, куда был эвакуирован театр им. Кирова. Там она оформила многие спектакли («Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Тщетную предосторожность», «Спящую красавицу», «Жизель», «Ромео и Джульетту»), которые активно восстанавливались, несмотря на трудности военного времени.

После войны продолжалась работа Татьяны Георгиевны в Академическом Малом оперном театре — длительная, систематическая, плодотворная. Там она оформила более тридцати спектаклей, последний из которых – «Эсмеральда». В 1950 была удостоена Сталинской премии за оформление балетного спектакля «Юность» М. И. Чулаки, а в 1960 — звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Татьяна Георгиевна ушла из жизни 19 сентября 2001 в возрасте 98 лет.

Татьяна Бруни. Экзиз к неосуществленной постановке «Пиковая дама».

Помимо балета Татьяна Георгиевна работала в опере и драме. За свою творческую жизнь художница создала оформление более двухсот спектаклей для театров Ленинграда и Москвы, Киева и Свердловска, Ярославля, Перми, Саратова. Для театров академических и самодеятельных, для цирка, мюзик-холла, балета на льду, для кукольного театра. Непрерывная работа в театре дополнялась преподавательской в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Ученики Т. Г. Бруни работают во многих театрах страны и за рубежом.

Сейчас произведения Татьяны Бруни находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее Мариинского театра и других.

Татьяна Бруни. Эскиз театрального костюма.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Добавить комментарий