Выставка Ильи Табенкина, приуроченная к 100-летию со Дня рождения художника.
С 23 января 2014 по 23 февраля 2014 Галерея «Веллум» и Московский музей современного искусства.
Открытие состоится 23 января в 19 часов по адресу Тверской бульвар 9.
Московский музей современного искусства совместно с галереей «Веллум» представляет первую в Москве персональную выставку Ильи Табенкина, приуроченную к 100-летию со Дня рождения художника. В экспозиции будут представлены более 100 работ, среди которых как сделавшие его известным абстрактные натюрморты 1970-80 гг, так и более ранняя фигуративная живопись, и объекты из папье-маше.
Илья Табенкин (1914—1988) родился в белорусском городке Мозырь. В семнадцать лет поступил в Московское художественное училище имени 1905 года. В 1934 году был арестован за то, что он послал заключённому в лагерь другу краски. Затем тюрьма, лагерь, ссылка.
В 1943 году он, скрыв судимость, поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, находившийся в эвакуации в Самарканде. После его окончания Табенкин работает для художественного комбината и вступает в Союз художников СССР.
В этот период художник работает в основном над пейзажами, которые представляют собой созерцательные картины русской жизни. Художник работает в русле традиционной московской школы, его работы того времени — это прелюдия, вживание в того Табенкина, которого мы знаем.
Как вспоминает сын художника Лев: «Не входил Табенкин в молодежные круги, в которых зарождалось нонконформистское искусство… Социальный бунт и главенствующее положение в культуре никогда не были его целью — одно только искусство».
В 1960-е Табенкин делает первые формалистические работы, где главным становится цвет, который служит средством передачи эмоционального переживания, близкого к мистическому видения мира.
В 1968 году художник наряду с Карлом Фридманом, Виктором Попковым и Евгением Расторгуевым участвует в выставке «Группы шестнадцати«. В шестидесятые Табенкин еще абсолютно фигуративен, но уже на рубеже шестидесятых—семидесятых художник радикально меняет творческую парадигму: Табенкин обращается к жанру абстрактного натюрморта.
Приближаясь к шестидесятилетнему рубежу, он начинает художественный путь заново и обретает яркий и новаторский стиль.
Генезис его абстрактных натюрмортов, уникальных в отечественном искусстве, продолжает вызывать споры среди искусствоведов и художников. Сам Табенкин говорил о влиянии Ф. Сурбарана и Дж. Моранди. Работы мастера сопоставляли с творчеством П. Кузнецова, Р. Фалька, В. Вейсберга и даже с архитектурными эскизами.
В то же время его работы ценил В. Попков, что неслучайно: натюрморты Табенкина можно рассматривать и как радикальные проявления «сурового стиля».
Признание пришло к художнику в 1988 — его работы были отобраны экспертами Sotheby`s для участия в знаменитом аукционе русского искусства в Москве. Вскоре после этого его не стало. Но нам, спустя четверть века, еще предстоит открыть для себя творчество этого мастера.
К выставке приурочен выход книги «Илья Табенкин. Мысли художника. Свидетельства родных. Воспоминания современников», куда вошли никогда не публиковавшиеся ранее материалы.