Лето. Море. Капитаны. Илья Кац. Живопись 1950-1960-х годов.
С 25 июня 2013 до 16 июля 2013.
Галерея «Веллум» в центре «Артефакт».
Адрес: Москва, ул. Пречистенка 30/2.
Открытие: 25 июня 18.00
«– Боцман!
– Я.
– Ты будешь капитан.
Наденем шпаги потускневшие»
Юрий Аделунг
Лето, паруса, корабли военного флота на фоне Исаакия и ощущение счастья, которое обязательно будет, – ощущение, созданное художником импрессионистически легкими мазками с помощью прозрачно-голубых тонов, уточнённых красными и оранжевыми треугольниками мачт.
Такую живопись можно увидеть на выставке «Лето. Море. Капитаны. Илья Кац. Живопись 1950-1960х гг..» – с 25 июня по 16 июля 2013 года в галерее «Веллум».
Илья Кац – яркий представитель советского поколения знаменитой южнорусской художественной школы, ученик классика украинского и русского модерна Александра Гауша. Художник – ветеран Великой Отечественной войны и участник Сталинградской битвы (70-летие победы которой мы отмечаем в этом году).
«Боцман! – Я. – Ты будешь капитан. Нацепим шпаги потускневшие», – так мечтали городские романтики о подвигах и парусах, о морских баталиях и кругосветных путешествиях. Об этом и «мужские» картины Ильи Каца середины 20 столетия, которые он писал с мечтой о ветре, новых открытиях, подвигах и верной дружбе, отдавая дань мальчишескому задору и идеализму начала века.
О том, чего так не хватает нам, повзрослевшим – «мы с тобой давно уже не те и не живем делами прежними, спим в тепле, на средней полосе… И нас опасности не балуют». Лодки у причала, на глади изумрудной воды, им так тесно на озере.
Летящие ввысь мачты яхт на Клязьминском водохранилище, кажущемся бескрайним морем, – тем морем, на берегу которого вырос художник, куда он стремился всю жизнь, и так мастерски изображал в своем творчестве. О море – и цикл его севастопольских марин, и виды ленинградского порта.
Белоснежные парусники на берегах озера стилистически близки видам нормандских заливов Альбера Марке, работы которого художник внимательно изучал в Эрмитаже. Запоминаются коралловые домики на дальнем берегу, – как переосмысленные цитаты из живописи французских сезаннистов.
И даже серое подмосковное небо, выполненное сложными цветами, открыто и свободно, как воздух, наполненной запахом воды.
Работы Ильи Каца очаровывают экспрессией и отчетливой мужской энергетикой. Мужские игры – регата и путешествия, увлеченность морскими походами – все это присуще выходцу из романтизма начала ХХ века, когда, начитавшись Жюль Верна мальчишки убегали покорять Антарктику и бороздить океан на «взрослых» фрегатах, и именно поэтому вновь вспоминаются строки прекрасного московского поэта Юрия Аделунга, — ровесника Каца:
«Море ждет, а мы совсем не там!
Такую жизнь пошлем мы к лешему.
– Боцман! – Я. – Ты будешь капитан.
Наденем шпаги потускневшие.
Мы с тобой пройдем по кабакам,
Команду старую разыщем мы,
А здесь, а здесь мы просто лишние…
Давай, командуй, капитан».
Биографическая справка:
Илья Львович Кац – советский живописец, член Союза художников СССР (с 1937 года), представитель московской художественной школы, последователь традиций импрессионистической живописи.
Ученик А.Ф. Гауша – классика русского модерна. В Одесском художественном институте учился в мастерской профессора Т.Б.Фраермана, который привил ему глубокое живописное видение натуры, обучив работать цветом, благодаря которому достигается необходимое композиционное единство пространства и формы.
Ближайший друг Григория Нисского, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. Уже сформировавшимся художником участвует в оформлении павильонов «Туркменская ССР», «Рыбное хозяйство Поволжья» и других на ВСХВ (1935—1953). Персональные выставки проходили в 1937 и 1987 гг. в Москве, в 1972 г. в Дубне.
Художник-маринист. Море стало главной темой творчества художника. Постоянно экспонировался на московских выставках, выставках художников-маринистов, на всесоюзных художественных выставках. Работы художника находятся в ГТГ, в Музее современной истории России, во многих региональных музеях и частных коллекциях.
Жил в Одессе и Москве. Писал преимущественно морские пейзажи, натюрморты, портреты. Занимался монотипией. Выполнил живописные и графические циклы: «По Пушкинским местам» (1937), «Города-герои» (1957–1958), серии монотипий «Болгария» (1963, 1968, 197
На открытие 25 июня – вход по приглашениям и аккредитации.
www.vellum.ru
Галерея «Веллум» в галерейном комплексе «АРТЕФАКТ»
Москва, ул. Пречистенка 30/2. Еж. 11-00 – 21-00. Вход – свободный.
Тел.: +7 (495) 776-33-31; 695-13-53 (доб.147), Email: vellum@list.ru