Любовь. Любовь! Любовь? Любовь…
с 8 июля 2014 до 25 июля 2014.
ОТКРЫТИЕ: 8 ИЮЛЯ, 20:00
ДАТЫ ВЫСТАВКИ: 8 — 25 ИЮЛЯ 2014
ПЛОЩАДКА: ГАЛЕРЕЯ “ВЕЛЛУМ”, ГАЛЕРЕЙНЫЙ ЦЕНТР “АРТЕФАКТ”, ПРЕЧИСТЕНКА 30/2
Ты дышишь солнцем
Я дышу луною
Но живы мы любовию одною
А. Ахматова
Галерея Веллум и Муромский историко-художественный музей представляют выставку «Любовь. Любовь! Любовь? Любовь…», в рамках которой отображено развитие темы любви в работах российских художников к. XIX — XXI вв.
Куратор Любовь Агафонова предлагает зрителям исследовать специфику выражения темы в разных школах и направлениях искусства.

Начиная с античных времен у поэтов и философов, возникает потребность в изучении и определении Любви – Божественного дара – или земного искушения.
Постичь мир совершенных идей пребывая среди сотворенных подобий, можно лишь посредством приобщения к тем телесным предметам где образы воплощены наиболее адекватно, так Платон подводит основу понятия Любви, как к самой идее прекрасного.
Ни для кого не секрет что предмет любви идеализируется и является конечным пунктом в поисках гармонии между небесным и человеческим. Как писал Плотин «Всякая душа – причастна дольнего и горнего миров».

Платон же строит свою лестницу Любви от прекрасного тела к прекрасным телам вообще, по ней душа поднимается, освобождаясь от телесной оболочки к нематериальному идеалу.
Трансформация любви от чувственной-земной во всеобъемлющую духовную приближает Платона и неоплатоников к идеалам любви ранних христиан. Где главным было любовь к Богу, и практически нивелировалось земное человеческое влечение друг к другу.
Изменение европейского сознания вместе с романтическими взглядами рыцарей-трубадуров, с их культом Прекрасной Дамы – к которой невозможно прикоснуться – синтезирует любовь невещественную и влечение к конкретному человеку из плоти и крови.
До равноангельской выси вознося и идеализируя земную женщину. Красота – как причина любви, даже не объективная, рассматривается как свечение божественной благодати. Но в Средневековом сознании прочно укрепилось несовместимость чувственной любви с христианской добродетелью.

В европейском менталитете так и не происходит объединения дуалистического представления о любви. Проблема противостояния телесного и духовного аспектов этого чувства остается неразрешимой вплоть до эпохи просвещения.
В русской средневековой литературе вопрос любви вообще не поднимается по причине практического отсутствия литературы, которая была представлена сухим начетничеством с византийских образцов словесности, имеющих лишь религиозный смысл.
Тем уникален и значим текст жития преподобных Петра и Февронии Муромских, изложенный средневековым русским автором Ермолаем-Еразмом, потому что именно в нем выражается синтез любви человека к человеку, которая в наивысшем своем проявлении приводит к святости.

В последующий период, именно в русской классической литературе, любовь является едва ли не основной темой в сюжете. Будь то жертвенная любовь Сонечки Мармеладовой, несчастная Бедной Лизы или вознесенное любование в поэзии Пушкина, Фета и раннего Блока.
Литературные образы не могли не вызвать отклика в изобразительной культуре. Начиная с 19 века к этой благодарной теме обращаются выдающиеся русские живописцы.
Наибольшей востребованности она достигает в эпоху модерна, когда поиски божественных интенций возобладали в сознании творцов, стремящихся «выразить чувства двух влюбленных сочетанием двух дополнительных цветов – их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов.» (В. Ван-Гог «Письма к брату Тео»).
На выставке можно увидеть, какие выразительные средства использовали Борисов-Мусатов, Кучумов, Рябушинский, Соостер, Каплан, а также наши современники – Борис Кочейшвили, Ляля Эппле и Муромский художник В. Чумаков и другие.
Искусствовед Л. Агафонова


