Меер Аксельрод. В этих строках все: и что мечталось…
С 28 января до 24 февраля 2013.
В этих строках все: и что мечталось
И что плакалось и снилось мне,
Голубая майская усталость,
Ласковые песни о весне,
Дым, тоска, мечта и голубая
Даль, зовущая в далекий путь…
Павел Коган, 1934
На выставке «В этих строках все: и что мечталось…», которую галерея «Веллум» проведет с 28 января до 24 февраля в галерейном центре «Артефакт», будет представлено около 30 работ известного еврейского московского художника XX века Меера Аксельрода.
Основной «корпус» выставленной коллекции – это произведения чёрно-белой графики 1920-30-х годов, представляющие иллюстрации к произведениям известных писателей (Шолом Алейхем, Исаак Бабель, Антон Чехов и др.), а также зарисовки местечек, где прошли детство и юность художника, и которые оставили глубокий след в его судьбе и творчестве.

Аксельрод родился в 1902 году в Молодечно (Белоруссия), а с 1913 г. учился в знаменитой школе И.Пэна в г.Витебске. Особое внимание привлекают его темперные «рассказы» о тех краях, где он побывал уже во второй половине XX века.
В первую очередь, это Прибалтика, которую художник увидел «Страной из сказок братьев Гримм»: стрельчатые колонны и стремящиеся ввысь готические башни на фоне лазурных небес.
«Вот оно, пейзажное воплощение мечты московского интеллигента о Рае на Земле», – так считает куратор выставки, искусствовед Любовь Агафонова. – «В 60-е годы, когда единственным глотком свободы для советской творческой интеллигенции была Прибалтика, лучшие представители этой «прослойки» стараются попасть туда и запечатлеть её образы в стихах и прозе, на бумаге и холсте.
И подарить нам. На тоталитарном востоке – почти западную мечту о свободе, море, парусах; то, чего так не хватает в вечной московской осени».

Наконец, отдельное место в творчестве художника занимают женские образы – матери, бабки, соседок; с конца 1920-х годов и до самой смерти М.Аксельрод трепетно и очень тонко, часто идеализируя героинь, обращался к «женской» теме.
Название выставки – цитата из стихотворения младшего современника Меера Аксельрода, замечательного московского поэта, очень рано погибшего на войне Павла Когана. Оба приехали в столицу из западных областей бывшей Империи, оба были типичными представителями московской творческой молодёжи середины века, и даже жили совсем рядом – на Ленинградском проспекте, у соседних станций метро.
