Пушкин и Псковская земля в творчестве Николая Шестопалова.
В Государственном Русском музее в Строгановском дворце (Невский проспект, 17) до 5 сентября продолжается выставка ученика И. Репина Николая Ивановича Шестопалова. При посещении экспозиции возникает чувство удивительной органичности выбранных живописцем тем и их художественным воплощением.
Видно, что мастер не идет наперекор своим душевным стремлениям, не ломает себя, его произведения светлы, гармоничны и существуют как бы вне времени. Что удивительно для творчества художника, расцвет которого пришелся на первые десятилетия советской власти.
Тоталитарное общество рождало удивительные парадоксы. 1937 год для нас – это год кровавой вакханалии чекистского террора, самое мрачное время сталинского режима.
Но ведь это и год пушкинского юбилея — столетие со дня смерти А.С. Пушкина (а наши власти всегда умели исполнять ритуалы, связанные с гибелью поэтов) было отмечено на небывалом государственном уровне и размахом.

Образ А.С. Пушкина – «нашего всё» должен был быть увековечен всеми силами и средствами – в литературе, в музыке, и, конечно, в изобразительном искусстве. Но каков же круг канонических тем, которые могли использовать художники в своих творениях?
Не скакал Пушкин на боевом коне во главе декабристов на Сенатской площади, не поднимал крестьянских бунтов или не сражался на свободу на баррикадах где-нибудь в Париже. Революционных тем найти трудно, зато среди сюжетов неизбежно возникала жизнь дворянской усадьбы.

Пушкин в Михайловском, в Болдино – это как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.
Это визиты к соседям, прогулки на лошадях, любовные свидания. И, конечно, дворянский кабинет в усадьбе – портреты предков, редкие фолианты в библиотеке, письменный стол с рукописями, дрожащее пламя свечей…

Эта та романтика уходящих дворянских гнезд, которой следовали и мирискусники, и мастера Союза Русских Художников. И вот эти темы, эта эстетика, эта ностальгия по прошлому вдруг возвращались, разрешались, входили в список официально поощряемых в рамках юбилейного пушкинского года в наше изобразительное искусство.
И, наверное, Николай Шестопалов – получивший первые художественные уроки на курсах княгини Тенишевой, живописец близкий к кругам и участвовавший в выставках «Мира искусства» как никто другой соответствовал с точки зрения и высочайшего художественного мастерства, и гармонического мировоззрения, и внутренней духовной свободы воплощению пушкинской темы


Именно в роковом, но и юбилейном 1937-м Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. Именно в эти года на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова.
Это удивительное возвращение к прошлому, это то, что очень метко назвала в своей вступительной статье в каталоге выставки директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова «предместьем минувшего».
Эти работы тем еще ценнее, что запечатлели виды и пейзажи Псковской земли довоенной поры. Страшная война тяжелым молохом прошлась по этой святой земле, принеся страшные разрушения и потери. О многих ландшафтах и архитектурных деталях мы можем узнать теперь только глядя на полотна Николая Шестопалова.

Пушкинская тема получила достойное продолжение в творчестве художника и в послевоенные годы. На картинах Николая Шестопалова 1940-1950-х годов вновь перед нами предстает рабочий кабинет Пушкина, домик няни, беседка, усадебный парк…
Это размышления живописца о современности через жанровые начала, через возвращение к культурным истокам, через творчество великого поэта. Это творческое завещание большого мастера, каким являлся Николай Иванович Шестопалов.
