Menu

Выставка графики Михаила Рудакова.

с 20 апреля 2010 по 20 мая 2010.

Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «МЕМОРИАЛ» и Учреждение культуры Галерея «Веллум» представляют выставку к 65-летию Великой Победы «Михаил Рудаков. Графика 1940-1960 х гг.» ЦДХ (Крымский вал, д.10) 2 зал (Антресоль)

Михаил Захарьевич Рудаков (1914-1985) – художник сложной судьбы и яркого дарования, творчески воспринявший разные стилистические направления от реализма и постимпрессионистических поисков до абстракции и минимализма.

 

Михаил Рудаков "Автопортрет" Бумага, акварель. Котлас, 1950
Михаил Рудаков «Автопортрет» Бумага, акварель. Котлас, 1950

 

Родом из казацкой семьи, с Полтавщины, он получил образование в Харьковском художественно-промышленном институте, начал работать как художник-иллюстратор.

В 1940 году был призван в армию и, оказавшись в городе Перемышле (сейчас польский город Пшемысль), познакомился с творчеством польских художников, развивавших колористические поиски начала века — эксперименты со смелыми сочетаниями красок, условностью цвета, его экспрессией или тонкими, мягкими градациями тонов.

Все это было воспринято молодым художником, чье творчество протекало в период жестких установок соцреализма. Этот опыт возможностей повышенно условной художественной формы, колористической свободы оказался интересен впоследствии и молодым художникам, собиравшимся вокруг М.Рудакова в 1960-х -80-х годах. В 1982 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.

 

Михаил Рудаков "Одежда на вешалке" Бумага, карандаш. Котлас, 1952
Михаил Рудаков «Одежда на вешалке» Бумага, карандаш. Котлас, 1952

 

Но судьба М.Рудакова была полна драматических поворотов, балансировавших на грани жизни и смерти. Тяжело раненый автоматной очередью в сентябре 1941 года художник оказался на оккупированной территории, за что в 1943 году, вернувшись в действующую армию, был арестован и осужден.

Пять лет в Воркутинских лагерях он работал помощником лагерного врача, что позволило ему, израненному и ослабевшему, выжить и заниматься творчеством. В 1949 году он освобождается с правом проживания в Архангельской области.

Работает главным художником в Котласском драмтеатре. Трижды ему приходится вступать с Союз художников — в 1934 году в Харькове, в 1950 – в Архангельске и в 1961 — в Москве, куда он переехал, сперва тайно, а после реабилитации в 1957 году официально.

Здесь он работает как книжный график для издательств «Молодая Гвардия», «Советский писатель», «Прогресс», «Художественная литература». Создает серии графических листов к поэмам А.Блока, стихам Франсуа Вийона, произведениям С.Моэма, Апулея и другим авторам — классикам, а также к современным произведениям.

 

Михаил Рудаков "Улицы Котласа" Бумага, карандаш. Котлас, 1952
Михаил Рудаков «Улицы Котласа» Бумага, карандаш. Котлас, 1952

 

В 60-е гг. Рудаков всё больше занимается живописью, очень быстро вырабатывая свою, ещё для тех лет необычную художественную манеру. Серии работ, посвященные войне и лагерной жизни, метафоричны и проникновенны. В них нет натуралистически запечатленных ужасов, но есть метафоры губящей силы, её бездушной жестокости, уродующей и терзающей жизнь.

В последующие годы художник продолжает творческие поиски самовыражения. В его творчестве большое место занимает тема красоты и радости жизни — пейзажи, портреты, натюрморты, которые созданы с удивительной свежестью восприятия — чувством открытия мира.

По воспоминаниям критика Иллариона Голицына, Михаил Рудаков в тяжелейших жизненных обстоятельствах сохранил романтизм своей натуры, умел радоваться и радовал зрителей вложенной в картины жаждой жизни.

Представленные на выставке пастели являются свидетельствами этого эмоционально яркого, непосредственного, творчески свободного мира художника.

 

Михаил Рудаков "Зэк, штопающий рукавицу. Из серии "ГУЛАГ" Бумага, пастель. 1953
Михаил Рудаков «Зэк, штопающий рукавицу. Из серии «ГУЛАГ» Бумага, пастель. 1953

 

Добавить комментарий