Выставка графики Михаила Рудакова.
с 20 апреля 2010 по 20 мая 2010.
Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество «МЕМОРИАЛ» и Учреждение культуры Галерея «Веллум» представляют выставку к 65-летию Великой Победы «Михаил Рудаков. Графика 1940-1960 х гг.» ЦДХ (Крымский вал, д.10) 2 зал (Антресоль)
Михаил Захарьевич Рудаков (1914-1985) – художник сложной судьбы и яркого дарования, творчески воспринявший разные стилистические направления от реализма и постимпрессионистических поисков до абстракции и минимализма.

Родом из казацкой семьи, с Полтавщины, он получил образование в Харьковском художественно-промышленном институте, начал работать как художник-иллюстратор.
В 1940 году был призван в армию и, оказавшись в городе Перемышле (сейчас польский город Пшемысль), познакомился с творчеством польских художников, развивавших колористические поиски начала века — эксперименты со смелыми сочетаниями красок, условностью цвета, его экспрессией или тонкими, мягкими градациями тонов.
Все это было воспринято молодым художником, чье творчество протекало в период жестких установок соцреализма. Этот опыт возможностей повышенно условной художественной формы, колористической свободы оказался интересен впоследствии и молодым художникам, собиравшимся вокруг М.Рудакова в 1960-х -80-х годах. В 1982 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.

Но судьба М.Рудакова была полна драматических поворотов, балансировавших на грани жизни и смерти. Тяжело раненый автоматной очередью в сентябре 1941 года художник оказался на оккупированной территории, за что в 1943 году, вернувшись в действующую армию, был арестован и осужден.
Пять лет в Воркутинских лагерях он работал помощником лагерного врача, что позволило ему, израненному и ослабевшему, выжить и заниматься творчеством. В 1949 году он освобождается с правом проживания в Архангельской области.
Работает главным художником в Котласском драмтеатре. Трижды ему приходится вступать с Союз художников — в 1934 году в Харькове, в 1950 – в Архангельске и в 1961 — в Москве, куда он переехал, сперва тайно, а после реабилитации в 1957 году официально.
Здесь он работает как книжный график для издательств «Молодая Гвардия», «Советский писатель», «Прогресс», «Художественная литература». Создает серии графических листов к поэмам А.Блока, стихам Франсуа Вийона, произведениям С.Моэма, Апулея и другим авторам — классикам, а также к современным произведениям.

В 60-е гг. Рудаков всё больше занимается живописью, очень быстро вырабатывая свою, ещё для тех лет необычную художественную манеру. Серии работ, посвященные войне и лагерной жизни, метафоричны и проникновенны. В них нет натуралистически запечатленных ужасов, но есть метафоры губящей силы, её бездушной жестокости, уродующей и терзающей жизнь.
В последующие годы художник продолжает творческие поиски самовыражения. В его творчестве большое место занимает тема красоты и радости жизни — пейзажи, портреты, натюрморты, которые созданы с удивительной свежестью восприятия — чувством открытия мира.
По воспоминаниям критика Иллариона Голицына, Михаил Рудаков в тяжелейших жизненных обстоятельствах сохранил романтизм своей натуры, умел радоваться и радовал зрителей вложенной в картины жаждой жизни.
Представленные на выставке пастели являются свидетельствами этого эмоционально яркого, непосредственного, творчески свободного мира художника.
