Menu

Выставка «Константин Коровин и его круг. Москва–Париж» открылась в Москве

5 декабря, в день рождения блистательного живописца, первого русского импрессиониста Константина Коровина в Доме русского зарубежья им.А.Солженицына (ДРЗ) в Москве на Таганке открылась выставка «Константин Коровин и его круг. Москва–Париж».

В зале выставки. Фото: С.Б.Бессмертный

Личность поистине возрожденческого масштаба, Константин Коровин сочетал талант живописца, мастерски работавшего с цветом и светом, с талантами выдающегося архитектора, художника декоративно-прикладного искусства, театрального декоратора, писателя и педагога.

Инициатор и куратор выставки, искусствовед Любовь Агафонова, на протяжении шести лет рассказывает о творчестве Константина Коровина, устраивая выставки его работ, раскрывая географические локации, связанные с именем художника, такие как домик Коровина в Охотино на берегу Нерли, вилла Саламбо в Гурзуфе с элементами мавританского стиля, расположенная неподалеку от дачи А.П.Чехова. Нынешняя выставка, по задумке организаторов, прежде всего показывает Коровина как учителя, сформировавшего целую культурную эпоху. И это не только «ближний круг» друзей художника, как В.Серов, М.Нестеров, но и такие замечательные творцы, также испытавшие влияние К.Коровина, как Р.Фальк, С.Виноградов, С.Герасимов, П.Вильямс, А.Исупов, Ф.Федоровский, Г.Лапшин, А.Шевченко.

На октрытии выставки искусствовед Юлия Чайкина, директор ДРЗ Виктор Москвин, куратор выставки Любовь Агафонова. Фото: С.Б.Бессмертный

На выставке в том числе представлены работы, никогда ранее не выставлявшиеся перед публикой: две гуаши, «Благовещение» и «Рождество Богородицы», раннего французского периода (1900–1910) Натальи Гончаровой, в годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества посещавшей уроки живописи в классе В.Серова и К.Коровина; ранний портрет и пейзаж уже 1940-х гг. Роберта Фалька, в котором, по словам Любови Агафоновой, «ученик встречается со своим учителем»; наконец, впервые представлены работы самого Константина Коровина — портрет возлюбленной художника Надежды Комаровской «Ноктюрн» (1920-е) и работа «Дама в интерьере», написанная на даче художника в Охотино в 1921 году.

Фото: С.Б.Бессмертный

Хочется отметить и другие работы, действительно сложившиеся здесь в настоящее «Созвездие Коровина», по названию книги Л.Агафоновой, выпущенной к открытию выставки: гуаши и акварели Михаила Нестерова, «Обручение девы Марии с Иосифом» Валентина Серова (1880-е), «Вид на Кремль» Сергея Виноградова (1910-е), картины Сергея Герасимова разных периодов творчества («Помпеи» и «У Динамо. Вечер» 1956 г., «Дама с солнечным зонтиком» 1920-е, «Портрет жены художника» 1906), работы Алексея Исупова и Александра Шевченко…

Любовь Агафонова. Фото: С.Б.Бессмертный

Обратим внимание и на выставочное пространство, специально созданное для этого проекта: новое пространство Дома русского зарубежья оснащено самым современным оборудованием, в частности, системой освещения, выделяющей каждое полотно в общем полутемном пространстве зала, так что создается ощущение, будто картины светятся изнутри. Этот прием еще больше подчеркивает самую важную черту коровинского стиля, подхваченную многими из его учеников, как, например, Георгием Лапшиным (его картины тоже представлены на выставке) — удивительную работу со светом.

Создание выставки сопровождалось настоящими научными открытиями: так, был атрибутирован адресат одного из писем Коровина из собрания Дома русского зарубежья. Выяснилось, что письмо с обращением «Сергей Павлович» 1928 года, в котором речь идет о выборе тканей, было написано С.П.Дягилеву во время работы над постановкой оперы «Князь Игорь».

Фото: С.Б.Бессмертный

«То было давно… там… в России…»

Для Дома русского зарубежья выставка К.Коровина стала органичным продолжением нескольких замечательных проектов:

В январе 2020 года впервые в России здесь прошла выставка картин внука художника, Алексея Коровина, живущего во Франции

А в 2010 году в издательстве «Русский путь» вышел двухтомник прозы Константина Коровина «То было давно… там… в России…».

«Константин Коровин, — рассказывает директор дома Виктор Москвин, — оказался не только великим живописцем, но и потрясающим писателем». Действительно, небольшие рассказы художника, публиковавшиеся в эмигрантской парижской прессе и посвященные большей частью жизни в дореволюционной России, а также представителям Серебряного века русской культуры, написаны блестящим литературным языком и теперь заняли достойное место среди лучших образцов русской прозы 1920—1930-х гг.

Фото: С.Б.Бессмертный

Поэтому живописные работы на этой выставке дополняются фотографиями и архивными документами из фондов Дома русского зарубежья и других архивных собраний, также позволяющими представить круг общения художника или, скорее, круг со-творчества, в который гениальный мастер вовлекал всех, кто его окружал.

Среди этих имен не только самые выдающиеся художники эпохи, но и А.П.Чехов, с которым Коровин дружил в Гурзуфе, где после смерти писателя построил свою виллу, и Ф.И.Шаляпин, с которым связывали, как показывают приведенные фотографии, и минуты отдыха, и вдохновенная работа.

Интересное совпадение, связывающее главного героя выставки с местом ее проведения, — усадьба, где родился художник, располагалась совсем неподалеку от Таганки. И сейчас еще сохранился небольшой двухэтажный домик в Товарищеском переулке, бывший когда-то частью этой усадьбы.

Выставка создана совместно с галереей «Веллум» при участии Российского национального музея музыки, Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника, Союза филокартистов России, а также частных собраний и при поддержке Фонда наследия русского зарубежья.

P.S. От редакции добавим, что похоронен Константин Коровин на русском кладбище под Парижем, в Сент-Женевьев -де-Буа.

Источник: https://rusoch.fr/ru/cult/vystavka-konstantin-korovin-i-ego-krug-moskva-parizh-otkrylas-v-moskve.html

Добавить комментарий